
 

 

 

 

 

 

 

КРАТКИЙ ОБЗОР  

УКРАИНСКИХ МЕДИА 

 
 

 

 

 

 

 
Валерий Иванов, 
профессор, доктор филологических наук,  
президент Академии украинской прессы 

 

 2

Пресса, радио и телевидение Украины переживают глу-
бокий кризис. Сегодня в стране почти нет газет и журналов, те-
лекомпаний и радиостанций, которые получили бы подлинную 
независимость. Экономический успех издания, теле- и радио-
прораммы Украины вследствие существующих правовых, эконо-
мических, административных регламентов рынка почти совсем 
не зависит от количества и качественного состава аудитории 
(читателей, зрителей, слушателей). Прибыли от продаж и от ре-
кламы (она в Украине намного дешевле, нежели, к примеру, в 
России) не покрывают затрат на производство информацион-
ного продукта. На газетном рынке как прибыльные функциони-
руют в основном развлекательные, рекламные и эротические 
издания. Абсолютное большинство общественно-политических 
изданий служат выразителями интересов тех или иных финан-
сово-политических группировок. Некоторые газеты и журналы в 
рекламных целях в несколько раз завышают свои тиражи, пу-
бликуют необъективные рейтинги популярности. Нормою стали 
дотации и спонсорские вложения в средства массовой инфор-
мации за так называемое информационное обеспечение. Паде-
ние тиражей периодической прессы, которое началось в 1991 
г., так и не прекратилось. Основная часть населения Украины 
фактически лишена доступа к периодическим изданиям, а зна-
чит к информации о социально-экономической, политической и 
духовной жизни в Украине, о событиях за рубежом. За уровнем 
насыщенности периодическими изданиями Украина значительно 
отстает от развитых стран мира.  

Вообще рамочные условия деятельности национальной 
прессы, радио, телевидения являются одной из важных вопро-
сов, которые нужно решить для успешного развития демократи-
ческого общества в Украине. Необходимо отметить, что в зако-
нодательстве Украины этой проблеме уделяется достаточно 
внимания. Украина занимает одно из первых мест в СНГ по ко-
личеству законов, посвященных деятельности масс-медиа. За 
годы независимости в Украине приняты законы «Об информа-



 3

ции» (1992 г.) (закрепляет право на информацию и заклады-
вает правовые основы информационной деятельности), «О пе-
чатных средствах массовой информации (прессу) в Украине» 
(1992 г.) (о правовых основах деятельности печатных медиа), 
«О телевидении и радиовещании» (1993 г.) (регулирует 
деятельности телерадиоорганизаций на территории Украины, 
определяет правовые, экономические, социальные, организа-
ционные условия их функционирования), «Об информационных 
агентствах» (1995 г.) (закрепляет правовые основы деятель-
ности информационных агентств в Украине и их международ-
ного сотрудничества). Кроме этого, действуют законы «Об ав-
торских правах и смежных правах» (1993 г.), «О государствен-
ной тайне» (1994 г.), «О рекламе» (1996 г.), «О Национальном 
Совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания» 
(1997 г.), «О порядке освещения деятельности органов госу-
дарственной власти и органов местного самоуправления в 
Украине средствами массовой информации» (1997 г.), «О госу-
дарственной поддержке средств массовой информации и со-
циальной защите журналистов» (1997 г.) и др.  

В принципе, казалось бы, что деятельность системы медиа в 
Украине в правовом плане отрегулирована нормально и так же 
нормально должна функционировать. Но уровень применения 
всех этих законов на практике, к сожалению, оставляет желать 
лучшего. То есть, нет ни одного закона в сфере медиа, который 
выполнялся бы в полном объёме. Законы, которые не сущест-
вуют, но не функционируют, к сожалению, ничего не могут дать 
обществу. 

Основной угрозой свободе слова остается, на наш взгляд, 
сложное экономическое положение органов масс-медиа. Факти-
ческое отсутствие рынка рекламы, невозможность из-за беднос-
ти большинства потребителей выставлять реальные расценки 
на свою продукцию приводят к зависимости медиа от дотаций 
со стороны спонсоров и государства. Для собственников медиа 

 4

они служат не средством получение прибыли, а средством фор-
мирования выгодного общественного мнения. Таким образом, 
вкладывая деньги в медиа-бизнес большинство инвесторов рас-
сматривают эту деятельность как подсобную по отношению к 
основному бизнесу. Именно поэтому никого уже не удивляет 
продажа популярных изданий по демпинговым ценам, которые 
изначально не могут привести к самоокупаемости. Кроме того, 
неприбыльность медиа, как это не парадоксально, выгодна их 
владельцам. Журналистами легче управлять, когда они знают, 
что зарплата напрямую зависит не от аудитории и рекламы, а 
от вклада владельца органа медиа. В конечном счете, именно 
кризисное состояние абсолютного большинства изданий при-
водит к распространению такого явления, как скрытая реклама. 
В этих условиях, множество критических материалов, разме-
щенных в медиа, являются не показателем свободы слова, а 
выполнением заказов учредителей или спонсоров по уничтоже-
нию бизнесовых или политических конкурентов. Многие органы 
масс-медиа являются не средством информирования аудитории, 
а инструментом влияния финансово-политических группировок. 
Таким образом, интересы общества отходят на второй план. 

Государство активно манипулирует таким мощным в укра-
инских условиях средством давления на медиа, как государст-
венная поддержка. Со времени принятия Закона «О государст-
венной поддержке средств массовой информации и социальной 
защите журналистов» в него постоянно вносятся изменения, в 
том числе такие, которые ограничивают сферу применения это-
го закона. Так, изменения к уже указанному правовому акту от 
13 сентября 2001 г. ухудшили условия оплаты труда руководя-
щих работников газет, снизили пенсию у работников комму-
нальных СМК, появилась неразбериха в начислении пенсии да-
же для журналистов государственных изданий (в новой форму-
лировке работники только одного средства массовой коммуни-
кации, из основанных каждым органом государственной власти 
имеют пенсию, равную пенсии госслужащего. В Украине, в 



 5

условиях когда органы государственной власти часто учреж-
дают по несколько газет, это ведет к дискриминации части жур-
налистов). 

Таким образом, самым сильным остается не правовое, а 
экономическое давление на органы масс-медиа, которые пыта-
ются стать независимыми. В регионах местные  органы власти, 
как правило, являются учредителями прессы и активно вмеши-
ваются в ее деятельность. Если же газета отказывается идти на 
поводу у представителей этих ведомств, то они либо пробуют 
заменить редактора, а если это не удается, то могут просто 
выйти из состава учредителей. Для Украины с ее сложной эко-
номической ситуацией, когда газетам сложно существовать на 
основе самоокупаемости, это часто означает её фактическую 
гибель. 

Экономические трудности приводят к тому, что уменьшается 
количество реально работающих медиа. В частности, по данным 
Национального совета Украины по вопросам телевидения и ра-
диовещания из 791 телерадиокомпании, работавшей на рынке 
на начало 2000 г. в середине 2002 г. осталось 717. При этом 
370 компаний официально заявили о себе, как об убыточных. 
Реальное количество убыточных компаний, вероятно, гораздо 
больше. Просто телерадиокомпании подают завышенные дан-
ные в Нацсовет, опасаясь сложностей при перелицензировании. 
Единицы из телерадиокомпаний декларируют значительную 
прибыль. В Западной Украине только 6% районных газет счи-
тают себя прибыльными, 18% используют в своей работе Ин-
тернет. Оргтехникой, наиболее часто применяемой в районных 
изданиях, остается печатная машинка.  

Ангажированность медиа особенно возрастает в предвыбор-
ный период. Не стали исключением и последние парламентские 
выборы. Необходимо отметить, что эти выборы проходили по 
новому закону, что внесло свои коррективы и в деятельность 
журналистов. В частности, в течение первых сорока дней жур-

 6

налистам было запрещено анализировать предвыборные про-
граммы кандидатов, партий и избирательных блоков. В этот же 
период была запрещена любая агитация. 

Эти выборы получили неоднозначную оценку у междунаро-
дных наблюдателей и самих журналистов. В частности, монито-
ринги, в частности те, которые были профинансированы Евро-
пейской комиссией, показали, что большинство украинских ме-
диа работали в интересах власти. Оппозиционные партии полу-
чали в основном негативное освещение. Крайне предвзятую по-
зицию украинских медиа заметил и американский госдепарта-
мент. Особо было отмечено широкое использование адми-
нистративного ресурса. В то же время были зафиксированы 
определенные позитивные изменения по сравнению с пре-
дыдущими выборами. В частности, больше информации было 
посвящено выборам в целом, на нескольких каналах прово-
дились теледебаты. 

Власти и политики достаточно часто пробовали влиять на 
медиа различными средствами. Приведем только несколько 
примеров. В Киеве по иску избирательного блока Н.Витренко 
была осуждена газета Социалистической партии «Товарищ». 
Причем решение суда было вынесено в отсутствие предста-
вителей газеты. Вопреки закону газету даже не поставили в из-
вестность об иске и судебном заседании. В Харькове под угро-
зой лишения эфира телекомпания «Симон» сняла с показа 
телепрограмму с участием одного из лидеров оппозиции Ю. Ти-
мошенко. С января 2002 г. издательство «Пресса Украины» 
отказалось печатать газеты блока Ю.Тимошенко «Вечерние 
вести» и «Слово Батьківщини». Киевские типографии «Новий 
друк», «Експрес-об�ява», «Київська правда», Інтерекспресдрукт 
также отказались печатать эти издания. В марте 2002 г. все 
типографии Днепропетровской области отказались печатать га-
зету «Никопольские известия», которая собиралась широко ос-
ветить визит лидера «Нашей Украины» В.Ющенко. Тогда же из-



 7

дательство «Киевские ведомости» отказалось печатать газету 
«Яблоко» одноименного оппозиционного блока. В Черниговской 
области типография «Деснянская правда» отказалась печатать 
газету Социалистической партии «Рубіж». В Николаеве с такими 
же трудностями столкнулась газета «Український південь». В 
Полтаве реализаторам периодики запретили продавать газеты 
«Полтавська думка», «Приватна справа, «Нова Полтава» и «Но-
вий день». В Городенковском районе Ивано-Франковской обла-
сти райадминистрация заставляла подписчиков отказываться от 
получения газеты «Коммунист». В Луганске в типографии были 
арестованы два выпуска газеты «ХХI век». В период пред-
выборной борьбы обыскам Налоговой милиции и Управления по 
борьбе с организованной преступностью подверглись редакция 
интернет-газеты «Оbkom.net» и телекомпании «Експрес-ін-
форм». Подобных случаев, к сожалению, не были редкостью. 

Достаточно часто применялись различные манипулятивные 
технологии. Так, на канале ICTV (пропрезидентском по своей 
направленности) незадолго до выборов был показан доку-
ментальный фильм «Пиар». В нем представители блока «Наша 
Украина» обвинялись в том, что они действуют на деньги 
Запада, что «кассетный скандал» (обнародование записей, тай-
но сделанных в кабинете президента Украины) был создан 
только для того, чтобы посадить В.Ющенко (лидер «Нашей 
Украины») в кресло Президента. При этом авторы прибегли к 
передергиванию фактов, недобросовестному цитированию (ког-
да слова, относящиеся к одному событию, выдавались за вы-
сказывание по поводу совершенно другого события. Были по-
добные случаи в других средствах массовой коммуникации. 

В мае 2003 г. Национальная судебная коллегия Испании 
приняла к рассмотрению иск против государственного Нацио-
нального телевидения за «манипуляцию информациею в ко-
рыстных целях». В вину телевизионщикам вменялось иска-
жение в интересах властей информации о всеобщей забастовке 

 8

20 июня 2002 г. Иск подал крупнейший профсоюз Испании «Ра-
бочие комиссии». Они указали в иске, что используя 
телевидение, которое финансируется всеми налогоплательщи-
ками, правительство «устроило настоящую пропагандистскую 
кампанию», пытаясь дискредитировать участников забастовки. 
Несмотря на протесты руководства телевидения иск был принят 
к рассмотрению, так как был хорошо обоснован. Обоснованием 
же послужило исследование, проведенное рядом экспертов. В 
нем зафиксировано, что в информационных передачах 22 июня 
2002 года 84,7% времени было уделено информации, очер-
няющей забастовку, в то время как информации объективной 
или благожелательной было 15,3%. Все блицы, данные теле-
видением, содержали мнение против стачки. «Рабочие комис-
сии» посчитали, что Национальное телевидение самым непри-
крытым образом отказалось от принципов правдивости, объек-
тивности, беспристрастности и плюрализма, к которым обязы-
вает медиа испанская конституция. 

Широко использовался социологический PR. Результаты 
опросов общественного мнения, проведенные различными орга-
низациями по заказам разных политических сил, существенно 
отличались друг от друга. Как говорится, кто платил, тот и за-
казывал музыку. При этом неверные политические рейтинги, 
призванные дезориентировать электорат, появлялись в эфире и 
на страницах дружественных той или иной политической силе 
медиа. 

Не редкостью были выпуски газетных фальшивок. Но это 
происходило не только на парламентских выборах 2002 г. В пе-
риод президентской предвыборной кампании в октябре 1999 г. 
в Тернопольской и Волынской областных типографиях изгото-
влялись поддельные номера популярной газеты «Сільські вісті». 
В октябре 2002 г. газета «Вечерние вести» вынуждена была 
обратиться в прокуратуру с заявлением о возбуждении уголов-
ного дела по факту изготовления фальшивых номеров газеты. 



 9

В преддверии выборов оппозиционные политические партии 
и блоки пробовали «пробить» принятие предыдущим пар-
ламентом закона «Об обязательном проведении предвыборных 
теледебатов во время предвыборных кампаний по выборам 
Президента Украины и выборам народных депутатов Украины». 
Основной идеей этого законопроекта было предоставление 
равных прав доступа всех основных политических сил к теле-
эфиру. Но проект был существенно не доработан и то, что он в 
конечном итоге не прошел, было позитивным. 

Как свидетельствуют итоги выборов, население научилось 
сопротивляться влиянию медиа. Об этом говорит и различие 
между объемом политической рекламы различных политических 
сил и их результатами на выборах. Электорат стал значительно 
недоверчивым относиться к усилиям журналистов. Кстати, из 
более ста журналистов, которые баллотировались в парламент, 
только один Ю.Артеменко (Запорожье) стал победителем в 
своем мажоритарном округе. 

Доверие населения Украины к масс медиа серьезно 
уменьшается. По данным опросов, проведенных Украинским 
центром экономических и политических исследований имени 
Александра Разумкова только с ноября 2001 по октябрь 2002 г. 
уровень доверия снизился на 10% до 52,1% (11,6% 
респондентов доверяют им полностью и 39,5% «скорее 
доверяют»). В августе 2003 г. были обнародованы результаты 
опроса, проведенного УНИАН в г. Киеве (1323 респондента, 
ошибка выборки � 1,5%). Выяснилось, что медиа доверяют 
только 25% опрошенных, 26% считают, что медиа не всегда 
достойны доверия. 

Виноваты в этом не только властные структуры или 
собственники, а и сами журналисты. С целью остановить спад 
доверия был выработан Этический кодекс украинского журна-
листа и создана Комиссия по журналистской этике. Необходимо 
отметить, что к кодексу присоединились всего около 400 укра-

 10

инских журналистов, которые добровольно взяли на себя обя-
зательства придерживаться норм профессиональной этики. Но, 
судя по поддержке в регионах и по той острой реакции, 
которые встречают решения Комиссии, ее деятельность не оста-
вляет равнодушными представителей масс-медиа и содействует 
повышению профессиональных стандартов в журналистике. 

Острой является проблема информационной открытости. 
Доступ журналистов к информации становится все более 
сложным. Положение Закона Украины «Об информации» в 
части права на получение информации и санкций за отказ в ней 
практически не работают. 

Средства массовой информации, выполняя информацион-
ную функцию, являются при этом и средством информирования 
общества, и каналом выражения общественного мнения, и 
инструментом социального контроля над властью и государст-
вом. Поэтому право на информацию и доступ к ней имеют жиз-
ненно важную ценность не только для журналистов. Однако 
многочисленные факты доказывают, что между правом на ин-
формацию и реальным доступом к ней � все возрастающая 
дистанция. Сокрытие информации в самых изощренных формах 
и под разными предлогами стало обычным  явлением для всех 
веток власти, органов управления, чиновников, хозяйственных 
субъектов, финансовых структур, некоторых общественных 
объединений.  

С 1995 г., согласно Указу Президента, в Украине существует 
вертикаль пресс-центров, которые должны координировать с 
Пресс-службой Президента Украины подготовку материалов, 
которые передаются средствами массовой информации. Таким 
образом, пресс-службы вместо того, чтобы помогать журна-
листам в получении информации, служат своеобразными 
фильтрами, которые ограничивают потоки информации. Еще 
один пункт, по которому нарушаются права журналистов в 
Украине, � порядок аккредитации в государственных органах. 



 11

Причем совершенно игнорируются статья 3 Закона Украины «О 
порядке освещения деятельности органов государственной 
власти и органов местного самоуправления в Украине средст-
вами массовой информации», которая вводит регистрирующий, 
а не разрешающий порядок аккредитации. 

Таким образом, достаточно острой остается в Украине 
ситуация с такой важной составляющей свободы слова, как 
доступ журналистов к информации. 2001 г. был обозначен еще 
и тем, что судебная власть применяла запрет на публикацию 
определенных сведений. Например, по решению одного из 
районных судов г. Киева газете «2000» было запрещено печа-
тать материалы об уголовном разбирательстве по делу Дамиа-
на-банка, проведенном в Швейцарии в 2000 г. Газета была вы-
нуждена выходить с пустыми местами вместо публикаций. 

В Украине законодательные положения о доступе к инфор-
мации постоянно нарушаются. Например, 20 мая 2002 г. жур-
налистка Л.Кучеренко подала информационный запрос к Пол-
тавскому горсовету относительно того, будет ли городской 
голова А.Кукоба сдавать свои полномочия в соответствии с 
законом, так как его избрали народным депутатом Украины. 
Ответа она так и не получила. Прокуратура отклонила заявле-
ние журналистки о нарушении ее профессиональных прав. Или 
другой случай. Когда в Украине более 100 людей погибло в 
результате катастрофы самолета во время шоу на Скниливском 
аэродроме в июле 2002 г. газеты «Высокий замок» и «Экс-
пресс» высказали мнение, что львовский голова Л.Буняк и мэ-
рия причастны к плохой организации праздника, который пре-
вратился в трагедию. После этого Л.Буняк распорядился просто 
не допускать журналистов опальных газет на свои брифинги. 

Определенные нарушения происходят при аккредитации 
журналистов. Ст. 3 закона Украины «О порядке освещения 
деятельности органов государственной власти и местного 
самоуправления в Украине средствами массовой информации» 

 12

устанавливает регистрирующий (вместо разрешающего) поря-
док аккредитации журналистов. Однако властные структуры 
часто нарушают положения этой статьи. Например, городской 
совет Краматорска отказал в августе 2002 г. В аккредитации 
работникам газеты «Привет» под предлогом отсутствия свобод-
ных мест в зале. А в октябре того же года местная власть 
вообще отказалась давать информацию газете без специаль-
ного договора. 

В декабре 2002 г. главный редактор газеты «Алубика» (г. 
Алупка) Р.Гумбатов выиграл дело против Алупкинского мест-
ного совета. Его председатель в 2001 г. отказал в аккредитации 
представителям единственной алупкинской газеты под пред-
логом того, что там уже аккредитованы другие издания, а в 
2002 г. захотел оплаты за информацию о деятельности этого 
органа местного самоуправления. 

В этом же месяце редакция интернет-газеты «Украинская 
правда» вынуждена была обратиться к Печерской районной 
прокуратуре г. Киева с жалобой на Генеральную прокуратуру. 
Орган, главным назначением которого является охрана закона, 
сам его нарушил. 4 декабря 2002 г. Генпрокуратура без объяс-
нений отказала в аккредитации «Украинской правде» на пресс-
конференцию заместителя генерального прокурора В.При-
сяжнюка. В знак протеста против произвола прокуратуры 5 де-
кабря 2002 г. около 10 журналистов, в том числе телеканалов 
УТ-1, «1+1», «Интер», СТБ, «Нового канала», а также изданий 
«Форум» и «Україна молода» демонстративно покинули пресс-
конференцию, на которую так и не были допущены коллеги из 
«Украинской правды». Позднее вследствие массовых протестов 
журналистов Генеральная прокуратура была вынуждена скор-
ректировать свою позицию. В ответ на официальный запрос 
Комитета по вопросам свободы слова и информации Верховного 
Совета Украины Генеральная прокуратура заявила, что будет 
аккредитовывать представителей незарегистрированных интер-



 13

нет-медиа как свободных журналистов, руководствуясь ст. 3 
закона «О порядке освещения деятельности органов государст-
венной власти и местного самоуправления в Украине средства-
ми массовой информации». 

Определенные трудности последовали для журналистов 
после принятия нового Уголовного кодекса Украины. Тогдашний 
Генеральный прокурор Украины М.Потебенько заявил журна-
листам, что они будут привлекаться к уголовной ответст-
венности за разглашение данных досудебного следствия. В це-
лом, органы власти в Украине остаются непрозрачными для 
общественности. Проблему признал президент Украины. В ав-
густе 2002 г. был принят Указ президента «О дополнительных 
мерах по обеспечению открытости в деятельности органов 
государственной власти». В случае его реализации органы 
власти должны будут оперативно предоставлять общест-
венности достаточно полную информацию о своей деятель-
ности. Это не первый указ, направленный на обеспечение 
открытости власти, но все предыдущие решение в полном 
объеме так и не были выполнены. 

Острой проблемой для украинских медиа остаются судеб-
ные иски на многомиллионные суммы. Эти иски являются дамо-
кловым мечом, висящим над украинскими медиа. Суммы исков 
таковы, что в случае удовлетворения в полном объёме хотя бы 
одного из них, соответствующая газета или телерадиокомпания 
мгновенно прекратит существование. Именно так произошло с 
популярной оппозиционной газетой «Всеукраинские ведо-
мости». В 2001 г. аналогичная судьба постигла кировоградскую 
газету «Ведомости». После того, как суд удовлетворил иск де-
путата Анны Антоньевой газета перестала выходить, а ее 
сотрудники учредили новое издание «Ведомости плюс». Изред-
ка встречаются и противоположные примеры. Так, газета 
«Мелитопольские ведомости» выиграла дело у мэра этого го-
рода Виктора Сычева, после того, как тот заявил, что в ходе 

 14

предвыборной кампании 1998 г. газета якобы отмывала деньги. 
Журналисты потребовали от Сычева возместить моральный 
ущерб в размере 50 тыс. гривень (10 тыс. долларов), однако, 
суд уменьшил сумму компенсации до 1,3  тыс. гривень (260 
долларов). Для сравнения по делу А.Антоньевой суд взыскал с 
газеты 20 тыс. гривен (4 тыс. долларов), а автор статьи � 5 тыс. 
гривен (1 тыс. долларов).  

В октябре 2002 г. иск к депутату Краматорского городского 
совета выиграл журналист местной газеты «Восточный экс-
пресс» В.Выголов. Депутат оскорбил его в своем выступлении 
на сессии совета, обозвал подлецом. По решению суда депутат 
обязан принести публичные извинения журналисту и выплатить 
1 тыс. гривен, как компенсацию морального ущерба. 

Иски о защите чести и достоинства продолжают оставаться 
одной из форм давления на газеты и телерадиокомпании. Они 
уже не имеют такого распространения, как в предыдущие годы, 
тем более, что Пленум Верховного Суда Украины в своем 
постановлении от 25 мая 2001 г. внес важные коррективы в 
постановление от 31 марта 1995 г. «О судебной практике в де-
лах о возмещении морального (неимущественного) ущерба». 
Эти уточнения в частности касаются понятия «злой умысел» в 
деятельности журналиста и в целом устанавливают более циви-
лизованные нормы в отношении защиты чести и достоинства. 
Хотя суды еще далеко не всегда применяют эти нормы на 
практике. Например, суд удовлетворил иск народного депутата 
Украины Г.Крючкова против газеты «Зеркало недели» и журна-
листа С.Рахманина, который в одной из публикаций назвал его 
«серым кардиналом». Интересно, какими критериями пользо-
вался судья, заставляя редакцию опровергать не факт, а 
оценочное мнение журналиста. 

В марте 2003 г. Ужгородский городской суд закрыл газету 
«Вісті тижня». Таким образом, суд удовлетворил иск гражданки 
Н., которая требовала 100 тыс. гривен моральной компенсации 



 15

от издательства «Карпаты» � основателя газеты за публикацию 
ее переписки с Закарпатской обладминистрацией. Суд обязал 
издательство «Карпаты» заплатить истице 15 тыс. гривен, а 
управление по прессе при обладминистрации аннулировать ре-
гистрационное свидетельство газеты.  

Интересный путь солидарности нашли газеты Черновицкой 
области. Там, местный суд в конце апреля 2003 г. приговорил 
газету «Час» к выплате компенсации морального ущерба быв-
шему начальнику управления по борьбе с коррупции и 
организованной преступностью Черновицкой облгосадмини-
страции А.Семененко 50 тыс. гривен за публикацию фельетона 
«Как мылись в бане Владимир Николаевич с Александром Ни-
колаевичем». В знак солидарности с газетой, для которой такое 
решение означало закрытие, четыре наиболее тиражных газеты 
области � «Молодий буковинець», «Доба», «Чернівці» та «Бу-
ковинське віче» � одновременно перепечатали этот фельетон. 

Впрочем, это не всегда гражданские иски. 7 июня 2001 г. 
Минский районный суд г. Киева осудил к лишению свободы до 
двух лет (условно), а также лишению права писать занимать 
должности в средствах массовой информации на этот срок 
главного редактора украинского еженедельника «Свобода» 
О.Ляшко. Ляшко признан виновным в том, что в 1997 году, в 
должности главного редактора газеты «Политика», распро-
странил через свою газету сведения, которые порочат честь и 
достоинство граждан Украины: бывшего исполняющего обязан-
ности премьер-министра Украины В.Дурдинца, начальника 
Управления Министерства внутренних дел в Одесской области 
И.Григоренко и работника милиции Сирика. Через месяц Киев-
ская городская прокуратура заявила, что после вступления в 
силу 1 сентября 2001 г. нового Уголовного кодекса Украины 
главный редактор газеты «Свобода» Ляшко «в любом случае 
будет освобожден от наказания, а его дело закрыто», так как 

 16

статей, по которым его осудили, в новом уголовном кодексе 
нет.  

В феврале 2003 г. Генеральный прокурор Украины С.Пискун 
заявил, что намерен добиваться восстановления статьи Уголов-
ного кодекса, предусматривающей ответственность за клевету. 
В 2001 г. эта статья не вошла в новый Уголовный кодекс, что 
было положительно встречено в Совете Европы и ряде между-
народных организаций.  

В марте 2003 г. Генеральная прокуратура Украины воз-
будила уголовное дело № 49-1120 против нескольких медиа за 
публикации материалов, которые подрывают авторитет Прези-
дента Украины, оказывают незаконное влияние на него с целью 
помешать выполнению ним служебных обязанностей и имеют 
«оскорбительный, клеветнический» характер. Это дело было 
открыто по ч. 1 ст. 344 Уголовного Кодекса, которая карает за 
незаконное влияние на президента с целью помешать выпол-
нению ним служебных обязанностей. После этого были произ-
ведены выимки газет (например, черкасской газеты «Антенна» 
за ноябрь-декабрь 2002 г., газеты «Черкасская правда», 
кременчугской газеты «Інформаційний бюлетень», днепро-
петровской «Популярної газети», газеты «Рівненський діалог», 
сумской газеты «Позиція», луцкой газеты «Волинь»), а их глав-
ные редактора допрошены в органах прокуратуры. В апреле 
2003 г. Президент Украины Л.Д.Кучма обратился к прокуратуре 
с просьбой прекратить это уголовное дело. Причем президент 
заявил, что даже не знает, каких газет касалось то дело. Он вы-
сказал предположение, что тех, которые он не читает. Таким 
образом, президент фактически показал, что утверждения про-
куратуры о том, что публикации мешали его деятельности, 
являются ложью. Однако и после этого заявления прокуратурой 
г. Днепропетровска по этому же делу была допрошена главный 
редактор газеты «Лица» А.Гарагуц. Таким образом, прокуратура 
все равно продолжала расследование дела № 49-1120. 



 17

Продолжается преследование журналистов по другим 
статьям Уголовного Кодекса. Например, против журналиста 
В.Бойко то открывается, то закрывается дело о неуплате нало-
гов. То, что дело тянется с весны 2002 г. и четыре раза откры-
валось-закрывалось скорее свидетельствует о желании про-
куратуры наказать В.Бойко за остро критические публикации о 
ее деятельности. 

Днепропетровская «Популярна газета» является предметом 
особо бдительного внимания властей. 25 сентября 2002 г. из-
дательство «Зоря» прекратило печать газеты на основании 
того, что там было много критических материалов в адрес 
Кучмы и фотография, где осел располагался рядом с Кучмой, 
Медведчуком и Смирновым. Уже отпечатанные 6 тыс. экзем-
пляров были задержаны издательством. Только после 11-часо-
вого разбирательства редакция смогла забрать тираж своей 
газеты. В январе 2003 г. издательство решило перенести день 
печати газеты с среды на четверг. Этим газета ставилась в 
неконкурентоспособное отношение к другим изданиям, которые 
теперь раньше доставлялись к читателям. В феврале возникла 
проблема с распространением издания на вокзале и в поездах. 
Это было запрещено приказом Министерства транспорта 
Украины N61/4-ц от 18.12.02 г. После депутатского запроса 
председателя Комитета Верховной Рады по вопросам свободы 
слова и информации Н.Томенко Генпрокурора Украины при-
знал, что пункты 8.2, 8.3 «Инструкции о размещении рекламы 
печатной информации и распространение прессы на вокзалах и 
в поездах железных дорог Украины», утвержденной приказом 
Гендиректора «Укрзалізниці» N644-в от 12.12.2002 г. «противо-
речит требованиям Закона Украины о печатных средствах мас-
совой информации». В связи с этим Генеральная прокуратура 
внесла протест. 

Правовое поле Украины запутано настолько, что факти-
чески не возможно вести любой вид деятельности (в том числе 

 18

и медиа-бизнес) не нарушая многочисленных административ-
ных, гражданско-правовых или даже уголовных запретов. В 
частности, любой журналист, публикуя информацию о любом 
должностном лице, рискует быть привлеченным к ответствен-
ности за разглашение персональных данных. Согласно разъяс-
нению Конституционного Суда Украины «запрещается не только 
сбор, а и сохранение, использование и распространение конфи-
денциальной информации о личности без ее предварительного 
согласия, кроме случаев, предусмотренных законом, притом 
только в интересах государственной безопасности, экономичес-
кого благосостояния, прав и свобод человека». К конфиден-
циальной информации относятся, в частности, сведения об 
образовании, семейном положении, состоянии здоровья, дате и 
месте рождения, вероисповедании, материальном положении 
личности и т.д. Такое толкование Конституционного Суда су-
щественно ограничивает права журналистов, так как теперь 
можно привлекать их к суду за опубликование персональных 
данных без предварительного согласия личности.  

Однако абсолютное большинство судебных исков против 
масс-медиа в Украине связаны с пресловутой защитой чести и 
достоинства. При этом украинские суды начисто игнорируют тот 
факт, что Украина еще 17 июля 1997 г. ратифицировала Евро-
пейскую конвенцию о правах человека (Конвенция о защите 
прав человека и основных свобод), а 2 сентября того же года 
получила ратификационные грамоты Совета Европы. Таким 
образом, этот документ стал частью законодательства Украины. 
Однако украинские судьи, как свидетельствуют и интервью не-
которых из них, и многочисленные судебные решения начисто 
игнорируют положения ст. 10 Европейской конвенции о правах 
человека и те решения, который принял по этой статье Евро-
пейский суд по правам человека. В частности, большинство ис-
ков поступает от чиновников всевозможных рангов, и суды 
часто придерживаются той точки зрения, что оценочные сужде-
ния надо доказывать точно так же, как сведения о фактах, что 



 19

чем выше должность чиновника, тем больший моральный ущерб 
он получает, так как его знает больше людей, и т.д. Нет необ-
ходимости доказывать, что эти положения коренным образом 
противоречат решениям Европейского суда по правам человека. 
В Украине есть и позитивные тенденции в этом направлении. 
Отдельные суды стали применять ст. 10 в своих решениях. В 
январе 2003 г. в Черновцах судья Ленинского районного суда 
оправдала журналиста В.Забродского и газету «Черновцы 
Сити+» в деле по защите чести и достоинства, возбужденному 
Управлением образования Черновицкой обладминистрации. 
Истцы требовали астрономическую сумму в 90 млн. 750 тыс. 
гривен (около 17 млн. долларов США) за использование в пу-
бликации журналиста «Кого и когда били головой об батарею» 
выражений «тупоголовые, бесчестные чиновники», «честь мун-
дира», «змеиное логово недалеких педагогов», «некомпетент-
ность управления», «чернопиарное сведение счетов с оппонен-
тами», «непорядочность власти». Судья полностью отказал в 
удовлетворении исковых требований. 

Однако есть и противоположные примеры. Так, в Днепро-
петровске суд принял к рассмотрению уголовное дело против 
первого секретаря Днепропетровского областного комитета 
Ленинского коммунистического союза молодежи Андрея Бонда-
ренко за оскорбление государственных символов Украины, в 
частности, герба. 24 августа 2002 года, в день Независимости 
Украины, во время выставки-презентации стендов политических 
партий Бондаренко распространял листовки с изображением 
герба Украины в окружении черепа и костей. За это он был 
задержан милицией и против него возбуждено уголовное дело. 
Нет смысла расписывать всю абсурдность и варварство этого 
решения. 

Но, как уже отмечалось, самой жесткой удавкой на шее 
медиа, являются не судебные или административные санкции, и 
даже не угрозы физической расправы или уничтожения жур-

 20

налистов, а экономические условия, которые делают невозмож-
ным существование независимых медиа. Во всем цивилизован-
ной мире медиа имеют два основных источника финансирова-
ния. Это реклама и прямая продажа информационного продукта 
(подписка или покупка газет и журналов, подписка, абонемент 
или специальный налог в пользу телерадиоканалов). В Украине 
прибыли от продаж и от рекламы (телевизионный рекламный 
рынок по оценкам РК «Приоритет» в 2002 г. составил 79,5 млн. 
долларов США, что во много раз меньше российского или, 
скажем, польского рынка. По оценке Всеукраинской рекламной 
коалиции общий объем рынка составил 260 млн. долларов. Это 
на 30% превышает уровень 2001 г. (200 млн.). 160 млн. были 
направлены на прямую рекламу. Из них 81-85 млн. на теле-
рекламу (14 млн. на региональных каналах), 35-43 млн. на на-
ружную рекламу, 25-30 млн. � на печать, 8 млн. � на радио. 
Необходимо отметить, что оценки разных агентств очень 
разняться между собой) не покрывают затрат на производство 
информационного продукта. Что касается продаж, то есть две 
основные причины, по которым цена продажи медиа-продукта 
далека от реальной. Во-первых, вследствие бедности основной 
части населения Украины, во-вторых, абсолютное большинство 
владельцев украинских медиа ведут свою деятельность не с 
целью получения прибыли, а для влияния на формирование 
общественного мнения. Они продают свой продукт по демпин-
говым ценам. В период предвыборных кампаний газеты нередко 
стоят для потребителя дешевле бумаги, на которой они распе-
чатываются, часто их распространение вообще происходит 
бесплатно. В этих условиях небогатый сегмент аудитории до-
вольствуется наиболее дешевым продуктом, что делает невоз-
можным существование независимой массовой прессы. 

В Украине существуют две формы собственности на медиа-
средства. Это государственная или муниципальная собствен-
ность и частные компании. Публично-правовой сферы в медиа, 
несмотря на то, что еще в 1997 г. был принят закон «О системе 



 21

Общественного телевидения и радиовещания в Украине», не 
существует. Причина в том, что государство не хочет отдавать в 
руки общественности такой мощный рычаг влияния на общест-
венное мнение как медиа. 

По данным Госкоминформполитики на сентябрь 2002 г. В 
Украине было зарегистрировано 15336 печатных медиа. 8923 от 
этого количества � это издания с местной сферой распростра-
нения, 6413 � общегосударственной, региональной и/или зару-
бежной сферы распространения. Подавляющее большинство 
печатных периодических изданий с местной сферой рас-
пространения составляют газеты: 7532 названия, журналов и 
изданий журнального типа � 1391. С 6413 печатных медиа, за-
регистрированных на общегосударственную сферу распростра-
нения: 2628 газет, 2864 журналы, 291 бюллетень, 59 альмана-
хов, 426 сборников, 116 календарей, 29 дайджестов. 

Первое место среди основателей периодических изданий с 
общегосударственной сферой распространения имеют субъекты 
предпринимательской деятельности (3081), на втором месте 
физические лица (863), на третьем общественные организации 
(524). 483 основателя � учебные заведения, 400 � научные 
учреждения, 224 � органы исполнительной власти, 115 � бла-
готворительные организации, 348 � государственные адми-
нистрации, 50 � творческие союзы, 65 � политические партии, 
74 � религиозные объединения, 121 � трудовые коллективы 
предприятий, учреждений, организаций. Практически не ре-
гистрируют печатные ЗМІ предприятия агропромышленного 
комплекса � 3. 

Относительно целевого назначения печатных ЗМІ с обще-
государственной сферой распространения, то наибольшее заре-
гистрировано изданий информационных (938) и общеполити-
ческих (880). Периодики для досуга зарегистрировано 624 на-
именования, спортивных изданий � 92, рекламные издания � 
597, по вопросам экономики и бизнеса � 375. Стабильно третье 

 22

место в условной таблице изданий по целевому назначению 
сядут научные издания � 736, научно-популярные � 375. 
Наметилась тенденция к возрастанию количества периодичес-
ких изданий для детей � их уже 202, для женщин � 45, меди-
цинских � 174. Зарегистрировано 400 производственно-прак-
тических издание, 159 � учебных, 291 � справочных, 232 � 
литературно-художественных, 127 � правовых, отраслевых � 
248. Однако, как и раньше, недостаточно основывается изда-
ний исторической тематики � 10, просвещенских, по вопросам 
искусства � 90. 

По данным Центра Разумкова при этом их общий годовой 
тираж уменьшился более чем на треть � с 4608 млн. экзем-
пляров до 3024 млн. Причем падение тиражей печатных укра-
инских медиа продолжается. Показатель количества экземпля-
ров на одного жителя в Украине стал значительно ниже мини-
мального (по определению ЮНЕСКО, не менее 100 экземпляров 
на одного жителя), в 1999 году этот показатель не превышал 60 
экземпляров (в СССР было 440). Например, в Швеции и Японии 
этот показатель составляет 550 экземпляров. Кризис рас-
пространяется и на подписную сферу. За пять лет с (1995�2000 
гг.) количество оформленных подписок на периодические изда-
ния уменьшилось вдвое. По сравнению с началом 90-х гг., 
когда каждая украинская семья подписывала в среднем 3-4 из-
дания, сейчас на семью приходится 0,71 подписанных изданий, 
а в Луганской области � 0,32.  

По данным Государственного комитета по информационной 
политике, телевидения и радиовещания, на Украине выходят на 
украинском языке 2690, на русском � 1823, на двух языках 
(русском и украинском отдельно) � 3015 и одновременно на 
украинском и русском языках � 2501 издание. Зарегистри-
рованы 176 печатных изданий для национальных меньшинств, 
из которых 48 имеют общегосударственную сферу распростра-
нения. На Украине работают 118 печатных СМИ, которые имеют 



 23

зарубежные аналоги, но в то же время зарегистрированы как 
украинские издания. 

Симптоматично, что по данным Единого государственного 
реестра предприятий и организаций Украины, 52,9% редакций 
и издательств имеют частную форму собственности. 

К сожалению, как и в большинстве других сфер экономики 
государства, введения элементов рыночных отношений в ин-
формационную инфраструктуру не способствовало увеличению 
выпуска продукции печатных средств массовой информации. Об 
этом, в частности, свидетельствует постоянное, из года в год, 
падение подписных тиражей отечественных периодических 
изданий. 

Актуальными остаются вопросы удешевления украинской 
периодики, рост её популярности, тиража, конкурентоспособ-
ности, интеллектуального уровня. 

Для достижения указанных целей необходимо снизить тари-
фы на распространение газет и журналов, установить гранич-
ные уровни рентабельности, ввести механизм приватизации по-
лиграфических предприятий при участии творческих коллекти-
вов редакций периодических изданий и издательств.  

Доминирующую позицию в информационном пространстве 
государства сегодня занимают электронные средства массовой 
информации, хотя по количеству объектов телевидение и радио 
составляют всего 11,6% от общего количества объектов рас-
пространения информации � в Единый государственный реестр 
предприятий и организаций внесено более 900 телерадиоорга-
низаций (из них 28 государственных). 

Увеличение количества эфирных телеканалов может быть 
достигнуто путем выделения и освоения новых частотных диа-
пазонов, использование цифровых стандартов, занимающих бо-
лее узкую полосу частот. Учитывая электромагнитную совмести-

 24

мость эфирных каналов, их количество в украинских условиях 
можно довести до 10-15, а дальнейшее наращивание осу-
ществлять путем введения систем кабельного, эфирно-кабель-
ного и спутникового телевидения. 

В сфере телерадиовещания действуют около 800 теле-
радиоорганизаций. Из них: 28 государственных, 260 комму-
нальных телерадиоорганизаций, 456 коммерческих телерадио-
организаций. Принято ряд законов об организации Общест-
венного телерадиовещания, но механизмы финансирования 
остаются неясными, а конкретных действий по организации 
такого вещания не прослеживается.  

В сфере телерадиовещания зафиксированы многие наруше-
ния. В частности, 29 телерадиокомпаний полностью или частич-
но передали каналы вещания другим компаниям.  

Однако крупнейшим нарушением является то, что 90% ау-
дио-видеорынка занимает пиратская продукция. Кроме того, в 
Украине производится около 75 млн. нелицензированных ком-
пакт-дисков. 

Около 300 компаний работают в сфере кабельного 
телевидения. Причем большинство из них действуют без 
лицензии. Всего Национальным советом по телевидению и ра-
диовещанию пролицензировано 59 организаций, Государствен-
ным комитетом связи и информатизации � 23. Только поверх-
ностная проверка позволила выявить еще 47 организаций, 
которые действовали без лицензий. Всего кабельным телеви-
дением охвачено от 500 тыс. (по официальным данным) до 2 
млн. (по неофициальным данным) пользователей. 

По данным LIGA ONLINE на данный момент в Украине 
функционируют: три общенациональных телесети, на которых 
работают Национальная телекомпания Украины (канал УТ-1 � 
96% покрытия территории Украины), Студия «1+1» (канал УТ-2 
� 90% покрытия территории Украины), независимая теле-



 25

корпорация «Интер» (канал УТ-3 � 70% покрытия территории 
Украины); три общенациональные радиосети (УР-1 � 90% по-
крытия территории Украины, УР-2 � 76%, УР-3 � 62%); девять 
региональных телесетей (телерадиокомпания ICTV, «Новый ка-
нал», «ММЦ-СТБ», «НБМ», «Телеодин», «Тонис-центр», Киев-
ская региональная ГТРК, Телекомпании «ТЕТ», «Тонис-Юг»), и 
десять региональных радиосетей (телерадиокомпания «НБМ», 
«НАРТ», «Класс», «Лидер», радиокомпании «Наше радио», «До-
вира», «Гала», «Радио Рокс», «Ютар», «Радио Люкс»); област-
ные телесети � 25 государственных областных телерадио-
компаний и 4 негосударственные радиокомпании; областные 
радиосети � 25 государственных областных телерадиокомпа-
ний и 2 негосударственные радиокомпании; 328 телеканалов 
обеспечивают местное вещание и 193 радиочастоты � местное 
радиовещание, что составляет 21% от общего количества кана-
лов и радиочастот, введенных в эксплуатацию.  

За 10 лет 57% телерадиоорганизаций от общего количества 
созданы частными лицами и коммерческими структурами. Эфир-
ные телерадиоорганизации в общем количестве составляют 
около 60%, остальные телерадиоорганизации � это 233 район-
ные студии проводного вещания, которые работают на техноло-
гических каналах УР-1 и УР-2 в промежутках времени, согласо-
ванных с Национальной радиокомпанией и «Укртелекомом», а 
также кабельные сети. Около трети от зарегистрированных 
телерадиоорганизаций прекратили свое существование или 
были переданы другим владельцам без каких-либо изменений в 
лицензионных документах.  

Кроме того, сохраняется еще проводное радиовещание. 
Сеть такого вещания «Укртелекома» насчитывает 9,6 млн. ра-
диоточек, в т.ч. 2,7 млн. (28%) в сельской местности. 

Последние годы в Украине характеризовались острым про-
тивостоянием парламента и президента Украины, в том числе и 
в информационной сфере. В результате, в целом, победил пре-

 26

зидент. Так как пресса находится в зависимости от исполни-
тельной власти, то большинство медиа поддерживали прези-
дента. В области масс медиа победа президента, в частности, 
выразилась в том, как был сформирован Национальный совет 
по вопросам телевидения и радиовещания. По Конституции 
Украины в этот совет входят по четыре представителя 
президента и парламента. Национальный совет призван распре-
делять частоты для теле- и радиокомпаний, а также следить за 
соблюдением законов в области телерадиовещания. Таким 
образом, он может стать мощным орудием для давления на 
электронные медиа. После парламентских выборов Верховный 
Совет назначил своих представителей, однако, президент 
отказался выдвинуть свои кандидатуры, и работа Националь-
ного совета более года была заморожена. Только после того, 
как парламент назначил в состав Нацсовета представителей од-
них только пропрезидентских фракций, президент выдвинул 
своих представителей в состав совета. Некоторые из них не 
имеют профессионального опыта работы в телерадиовещании. 
В частности, председателем совета избран бывший первый 
заместитель министра образования Украины Б. Холод. После 
последних парламентских выборов ситуация изменилась. Пар-
ламент провел ротацию своих представителей, и теперь они от-
ражают более широкий спектр политических сил. 

Для телерадиокомпаний Украины острым вопросом является 
лицензирование их деятельности. Национальный совет по во-
просам телевидения и радиовещания был сформирован под 
влиянием пропрезидентских сил, и поэтому многие его решения 
рассматриваются в политической плоскости. Наиболее ожесто-
ченные дискуссии вызвали решения о передаче частот теле-
радиокомпании «Иштар» (Винница) и радиостанции «Конти-
нент» (Киев) другим вещателям.  

К компании «Иштар» были предъявлены претензии по не-
выполнению требований относительно заполнения эфира про-



 27

дуктом собственного производства, о том, что она является 
убыточной и, кроме того, были выявлены нарушения ею нало-
гового законодательства. Что касается радио «Континент», то 
здесь Нацсовет зафиксировал нарушения объемов вещания (24 
часа вместо 12 согласно лицензии), значительную финансовую 
задолженность перед Государственным инновационным фон-
дом, несоответствие нормам действующего законодательства 
трансляции зарубежных вещателей. 

Однако обе компании считают действия Нацсовета полити-
чески обусловленными и отстаивают свои интересы в суде. 

В февраля 2002 г. возник конфликт вокруг начала деятель-
ности «Общественного радио». Национальный Совет по телеви-
дению и радиовещанию не дал разрешения на трансляцию про-
грамм этой радиостанции и она вынуждена функционировать 
только в Интернете (отдельные программы ретранслируют част-
ные станции). 

30 октября 2002 г. Национальный Совет принял решение «О 
приведении лицензионной деятельности ТРК, которые исполь-
зуют программы (передачи) иностранных вещателей, в соот-
ветствие с законодательством Украины», 13 ноября изменения к 
нему. За столь долгим и маловразумительным названием кро-
ется попытка заставить телерадиокомпании лицензировать все 
случаи, когда они ретранслируют программы иностранных 
вещателей. Эта попытка прямо противоречит международным 
обязательствам Украины и не имеет ничего общего с нацио-
нальным законодательством.  

На ситуацию в национальном информационном пространст-
ве Украины существенно влияет деятельность существующих в 
стране информационных агентств. 

В Украине зарегистрировано 35 информационных агентств, 
из них 25 � в Киеве, 3 � в Днепропетровске, 2 � Крыму, по 1 � 
в Донецке, Харькове, Ужгороде, Никополе, Жашкове. Но часть 

 28

информагентств не регистрируется, так как не желают сообщать 
состав учредителей и источники финансирования. В первую 
тройку украинских информационных агентств входят Государст-
венное информационное агентство Украины (ДИНАУ-Укрин-
форм) (20 новостийных лент, в т.ч. 2 англоязычные, более 1000 
подписчиков, в т.ч. 300 местных медиа), Интерфакс-Украина и 
Украинское независимое информационное агентство «Новости» 
(УНИАН). 

Что касается новых медиа, то начало развития украинского 
сегмента сети Интернет датируется концом 1990-го г., а домен 
«.ua» был зарегистрирован в декабре 1992 г. В Украине поль-
зователями Интернета являются от 1 до 2,2% населения. Для 
сравнения: в Норвегии � 38%, в США � 30%, Японии � 
15,8%, Португалии � 5,7%, Китае � 0,8%. Только 40 % орга-
нов государственной власти Украины имеют web-сайты.  

Осенью 2000 г. в Украине функционировало около 32 тыс. 
хостов; а в зоне .UA было зарегистрировано около 11 тыс. до-
менов. Наиболее развитыми с точки зрения Интернет-услуг 
являются Киев, Донецкая, Днепропетровская, Харьковская и 
Одесская области. Наименее � Хмельницкая и Волынская 
области.  

По некоторым сведениям, годовой оборот рынка Интернета 
на Украине составляет 48,7 млн. долларов. В настоящее время 
в Украине работают 280 интернет-провайдеров, обеспечи-
вающих доступ в сеть.  

Число пользователей украинского сегмента Интернет бы-
стро растет. В октябре 2001 г., по сведениям Spylog-Ukraine, 
около 1,23 млн. человек в Украине хотя бы раз воспользова-
лись сетью Интернет. Из них 440 тыс. пользуются сетью не ре-
же раза в неделю. Это около 2,2 % населения Украины.  

На сегодняшний день в Украине вырос сектор Интернет-
изданий. Многие печатные СМИ размещают электронные копии 



 29

своих газет в сети Интернет. Действуют также электронные из-
дания, не имеющие печатных аналогов, например, ProUa, 
UaToday, PartOrg, «Эксперт-центр», «Украинская правда», 
Korrespondent.net и др.  

Большой плюс для интернет-изданий это то, что в Интер-
нете отсутствует цензура. Это, бесспорно, привлекает аудито-
рию. Катализатором развития политического сегмента украин-
ских web-изданий стало исчезновение Г.Гонгадзе, который был 
главным редактором интернет-издания «Украинская правда». 
Закономерно, что количество посещений этого сайта в течение 
нескольких месяцев достигло 1 млн. 

Определенные проблемы возникают у интернет-изданий. В 
силу своей специфики они наименее контролируются государст-
вом или финансово-политическими группировками. Хотя попыт-
ки установления контроля предпринимаются. В частности, мно-
го вопросов возникает из-за технических сбоев на серверах 
провайдеров, из-за которых интернет-издания не могут выхо-
дить в Сеть. 31 октября 2001 г. состоялось расширенное засе-
дание Совета по национальной безопасности и обороне Укра-
ины «О мероприятиях по усовершенствованию государственной 
информационной политики и обеспечению информационной 
безопасности Украины». Там было констатировано, что «функ-
ционирование субъектов Интернет, прежде всего интернет-СМИ 
в Украине, происходит вне правового поля», что за последние 
годы ускорилось развитие информационно-телекоммуникацион-
ной отрасли, в частности, украинского сегмента Интернет, что 
не отвечает современным требованиям развитие национальных 
информационных ресурсов, наблюдается почти полное отсутст-
вие современных хранилищ информационных ресурсов («элек-
тронных библиотек»), что Интернет почти не используется для 
связи государственных органов власти с общественностью и 
информирования СМК, что журналисты остаются незащищен-
ными от давления собственников СМК, а это приводит к вреду 

 30

не только собственно им, а и праву граждан на получение 
достоверной и объективной информации. Со всем этим можно 
было бы согласиться если бы не сделанный вывод, в частности 
поставлен вопрос об «отсутствии системы лицензирования про-
вайдеров и интернет-СМИ». Не вызывает сомнения, что это оче-
редная попытка государства поставить под контроль последнее 
бесцензурное медиа-пространство. В январе 2002 г. Указом 
президента Украины создана Межведомственная комиссия по 
вопросам информационной политики и информационной безо-
пасности при Совете по национальной безопасности и обороне 
Украины. По-видимому, именно она призвана разработать пред-
ложения по «наведению порядка» в интернет-медиа. Ничего 
хорошего от этого ждать не приходится. 

Острой проблемой для украинского общества остается зави-
симость СМИ от финансово-политических группировок. 

На телевидении, по неофициальным данным, «Новый ка-
нал», СТБ, ICTV � контролирует народный депутат Украины В. 
Пинчук, ТЕТ � народный депутат Украины Г. Суркис (СДПУ (о)), 
«Гравис» � народный депутат Украины Н. Волков, Интер � А. 
Зинченко (СДПУ (о)), Эра, НТУ, TVТабачук � народный депутат 
Украины А. Деркач, НТКУ � президент, Ютар � народный депу-
тат Украины Ю. Тимошенко, Киев � мэр Киева А. Омельченко. 

В газетных СМИ, по неофициальным данным, на «Киевские 
ведомости» имеет влияние народный депутат Украины Г. Сур-
кис, «Столиця» и «Хрещатик», «Київський вісник XXI століття» 
� мэр Киева А. Омельченко, «Комсомольская правда в Укра-
ине» и «Московский комсомолец в Украине», «Киевский 
телеграф» � народный депутат Украины А. Деркач, «Деловая 
неделя» и «Столичные новости» � В. Рабинович, «День» � се-
кретарь Совета национальной безопасности Е. Марчук, «Вечірні 
вісті» � народный депутат Украины Ю. Тимошенко, «Грани 
плюс» � народный депутат Украины А. Мороз, «Україна мо-



 31

лода» � народный депутат Украины В. Ющенко, «Факты и ком-
ментарии» � народный депутат Украины В. Пинчук. 

Таким образом, по данным прессы, самое мощное медиа-
обеспечение имеет Социал-демократическая партия Украины 
(объединенная): телеканалы «Інтер», «ТЕТ», ТРК «Альтернати-
ва», которая выходит в эфире Первого канала украинского 
телевидения (телеканал «Право»), УТ-2. Некоторое влияние 
СДПУ(о) имеет на «ТСН» (канал «1+1»); газеты «Киевские ве-
домости», «Наша газета +», «Команда», еженедельник «Биз-
нес», «Закон і бізнес». «Трудовая Украина» влияет на «Уличное 
телевидение» и телекомпании «ICTV», «Новый канал», СТБ, 
газету «Факты» и «Киевский телеграф». Свое медиапредстави-
тельство имеют фактически все украинские финансово-
политические группировки.  

Это приводит к весьма печальным последствиям как в 
центре, так и в регионах. Более открытой становится полити-
ческая ангажированость отдельных СМИ. Война компроматов, 
манипулирование общественным мнением, скрытая реклама 
размещаются в эфире и на страницах газет вместо объективной 
информацию о жизни общества. В регионах из-за почти полного 
отсутствия рекламы фактически все газеты находятся под силь-
ным влиянием со стороны местных администраций. Те же 
газеты и радиокомпании, которые отстаивают интересы бизне-
совых структур, находящихся в оппозиции к местной власти, 
постоянно ощущают на себе сильное давление. Последние пре-
зидентские выборы в Украине показали несколько форм такого 
давления. Чаще всего применялись административные (провер-
ки налоговой администрации и большие штрафы в результате 
этих проверок, проверки пожарной охраны, отключение 
передатчиков или угроза такого отключения со стороны Укр-
частотнадзора) и судебные (дела о защите чести и достоинства 
с суммой о возмещении ущерба, которая часто превышает 
годовой валовой продукт Украины) меры. В результате подоб-

 32

ных мер прекращались деятельность одних и полностью ме-
нялся руководящий состав других средств массовой информа-
ции (например, в октябре 1999 г. произошла смена руководства 
канала СТБ). Наиболее действенным средством «укрощения 
строптивых» являются, по видимому, проверки налоговых орга-
нов. Так, по данным Государственной налоговой администрации 
за 1999-2000 гг. была проверена деятельность 843 предприя-
тий СМИ и в 706 случаях были найдены какие-то нарушения. 

Перманентно обостряются в Украине преследования медиа 
по языковому принципу. Острой проблемой продолжает оста-
ваться вопрос о статусе русского языка. Противостояние на 
языковой почве обострилось после убийства известного львов-
ского композитора Игоря Билозира. Композитор пал в пьяной 
драке, причиной которой стало то, что две компании � русско-
язычная и украиноязычная - пели одновременно в львовском 
кафе «Королевское кофе». Драка была на бытовой почве, но, 
так как инцидент произошел накануне довыборов в парламент 
Украины, его активно использовали правые националисты. 
Власти Львова запретили вещание радиокомпании «Наше ра-
дио» за то, что это вещание шло, в основном, на русском языке, 
а затем запретили в общественных местах исполнять и трансли-
ровать песни на русском языке под предлогом того, что такие 
песни носят «вульгарный» характер. На защиту прав русско-
язычного населения встали не только украинские право-
защитники, но и депутаты российского парламента. Госдума 
обвинила Украину в том, что она недобросовестно выполняет 
договор о дружбе. Депутаты нижней палата российского парла-
мента выступили с заявлением «в связи с проводимой на 
Украине дискриминацией русского языка». В ответ информа-
ционное управление Верховной Рады в резкой форме заявило, 
что «безосновательные обвинения и откровенные фальсифи-
кации являются далеко не лучшим способом решения вопросов 
в деликатной и жизненно важной сфере обеспечения культур-



 33

но-языковых потребностей украинского и русского националь-
ных меньшинств в обеих странах». 

Еще одним аккордом в языковом противостоянии явилось 
решение Конституционного суда Украины, который признал 
неконституционным Закон Украины «О ратификации Евро-
пейской хартии региональных языков или языков меньшинств, 
1992 г» (от 24 декабря 1999 г.). За это решение проголосовали 
16 судей, против � двое. Поводом послужили нарушения в про-
цедуре принятия закона, а следствием то, что действие Евро-
пейской хартии, которая защищает права национальных мень-
шинств, на территории Украины прекращено. 

В начале октября 2000 г. Государственный комитет Украины 
по вопросам информационной политики, телевидения и радио-
вещания предупредил газеты «Известия-Украина», «Труд-Укра-
ина», «Комсомольская правда» в Украине», «Аргументы и фак-
ты» � Украина», «Диорама плюс «Московский комсомолец», 
что их выпуск может быть прекращен. При этом был проигно-
рирован тот факт, что согласно украинским законам прекратить 
деятельность газеты можно только решением учредителя или 
суда. Госкомитет проигнорировал и то, что все перечисленные 
газеты являются украинскими предприятиями, зарегистриро-
ванными в полном соответствии с украинскими законами. 

В июне 2002 г. было принято решение Национального Сове-
та Украины по вопросам телевидения и радиовещания о пере-
ходе всех телерадиокомпаний в течение одного года на 
украинский язык вещания. 

При этом напрочь забываются, в частности, положения 
Хельсинского заключительного акта, где прямо сказано: «Госу-
дарства-участники� выражают свое намерение� способство-
вать улучшению распространения на их территории газет и пе-
чатных изделий, периодических и непериодических, из других 
государств-участников. В этих целях они будут поощрять свои 

 34

фирмы и компетентные организации заключать соглашения и 
контракты, направленные на постепенное увеличение коли-
чества и числа наименований газет и печатных изданий, импор-
тируемых из других государств-участников� Способствовать 
улучшению доступа общественности к печатным изданиям, 
периодическим и непериодическим, импортируемым на указан-
ной выше основе». 

В апреле 2004 г. Национальный совет Украины по вопросам 
телевидения и радиовещания принял решение № 317 предусма-
тривающее, что с 19 апреля 2004 г. вещание на общенацио-
нальных каналах и радиопрограммах должно осуществляться 
исключительно на украинском языке. Президент Украины в од-
ном их своих выступлений назвал подобное решение неконсти-
туционным. Выполнено оно не было.  

На сегодняшний день 37,6% изданий зарегистрированы как 
украиноязычные, 21,8% � как русскоязычные, 20% � дву-
язычные, 16,7% выходят двумя выпусками на обоих языках, 
3,9% � на других языках. Ежедневный разовый тираж русско-
язычных газет составляет 25 млн. экземпляров, украиноязыч-
ных � 16 млн. 

В 2000 г. начался наибольший политический кризис в 
Украине за все время существования этого государства. Прези-
дент Украины Л.Кучма, а также ряд руководителей силовых 
структур были обвинены в организации похищения и убийства 
оппозиционного журналиста Георгия Гонгадзе. 

16 сентября Г.Гонгадзе был похищен, а 2 ноября 2000 г. 
было найдено его обезглавленное тело. 

28 ноября лидер Социалистической партии А.Мороз в своем 
выступлении в украинском парламенте обвинил президента 
страны Л.Кучму и министра внутренних дел Ю.Кравченко в 
организации убийства. Как доказательство были приведены за-



 35

писи 11 эпизодов разговоров украинского президента со своим 
окружением. 

В декабре 2000 г. майор в отставке Н.Мельниченко встре-
тился в одной из европейских стран с членами парламентской 
следственной комиссии и рассказал о том, что долгое время 
прослушивал кабинет президента с помощью цифрового магни-
тофона. Он утверждал, что записи свидетельствуют о преступ-
ных приказах президента министру внутренних дел, генераль-
ному прокурору, председателю Службы безопасности Украины, 
председателю налоговой администрации, в частности, на прове-
дение террористического акта против кандидата в Президенты 
Украины Н.Витренко, похищение Г.Гонгадзе, уничтожение 
средств массовой информации: СТБ, ТЕТ, газеты «Сільскі вісті», 
«Товарищ», «Зеркало недели», «Вечерние вести», «Свобода», 
радиостанции «Свобода», Би-Би-Си и т.д. 

Кроме того, по утверждению экс-майора есть свидетельства 
ограбления Украины Л.Кучмой на миллиарды долларов.  

19 декабря 2000 г. началась акция «Украина без Кучмы» с 
требованием отставки Президента Украины, министра вну-
тренних дел, председателя СБУ, Генпрокурора Украины, а так-
же проведения независимой международной экспертизы мате-
риалов по делу исчезнувшего журналиста Георгия Гонгадзе. 

На главной улице столицы Украины Крещатике было 
установлено более 50 палаток. Рядом с ними постоянно дежу-
рили люди. Опасаясь ликвидации городка, на каждой из пала-
ток вывесили надпись о том, что палатка является личной 
собственностью того или иного депутата Верховной рады. Но 1 
марта 2001 г. представителями правоохранительных органов 
этот палаточный городок был снесен. 

Пиком противостояния стали события 9 марта 2001 г., когда 
произошли открытые ожесточенные столкновения манифестан-
тов и милиции. 

 36

Освещение «кассетного» скандала и акций оппозиции 
сопровождалось многочисленными проявлениями цензуры. Так, 
8 февраля 2001 г. не вышел в свет 21-й номер газеты 
«КоммерсантЪ Украины». Начальник «Киевской военно-карто-
графической фабрики», где печаталась газета, подполковник 
А.Омельчук запретил тиражирование «в связи с тем, что на 
первой полосе стояла фотография с содержанием, которое 
может быть расценено как антипрезидентское, а также нали-
чием в других материалах (текстовых и фотографических) 
предпосылок к аналогичной оценке». Поводом послужила 
фотография агентства Ассошиэйтед Пресс, на которой запечат-
лена толпа с транспарантом «Кучма капут!».  

Известны многочисленные случаи запрета выхода централь-
ных и региональных газет с распечатками записей Н.Мельни-
ченко. 29 ноября 2000 г. государственное издательство «Пресса 
Украины» отказалось печатать очередной номер газеты Социа-
листической партии Украины «Товарищ», в котором помещены 
материалы о том, что заказчиком исчезновения Г.Гонгадзе 
является Президент Украины Леонид Кучма. Тираж 29-го номе-
ра газеты «Свобода» было изъят работниками правоохрани-
тельных органов Киева прямо из склада ОАО «Агентство 
«Союзпечать». Винницкой газете «Стрела» отказали в тиражи-
ровании все типографии области, сославшись на давление 
спецслужб. Днепропетровская газета «Лица» смогла опублико-
вать номер со стенограммой записей Н.Мельниченко только за 
пределами области. Павлоградская газета «Слово ветерана» 
была напечатана с белыми пятнами на тех местах, где содер-
жалась стенограмма. Это было сделано по приказу местного 
отделения Службы безопасности Украины. Также было отказано 
в тиражировании житомирской газете «Зірка надії», запо-
рожской «Зеркалу Запорожья», полтавской «Трудова Полтав-
щина», ровенской «Діалог», херсонской «Справедливость». В 
харьковской газете «Проспект правды» пожарники закрыли ее 
собственную мини-типографию. В черниговской области мили-



 37

ция конфисковала из машины депутата областного совета часть 
тиража газеты «Рубеж», которая вынуждена была печататься за 
пределами области из-за отказа областной типографии. 

Необходимо отметить, что до «кассетного скандала» власть 
также применяла противоправные методы борьбы с прессою. 
Так, 27 сентября 2000 г. работниками Службы безопасности 
Украины был изъят из типографии СП «Украинская книга» весь 
тираж кременчугской газеты «Інформбюлетень». После этого 
эта газета стала печататься в харьковской типографии «РА». Но 
и там ее тираж постигла та же судьба. В марте 2000 г. типо-
графия Днепропетровского издательства «Зоря» отказалась 
печатать газету «Днепропетровская правда». Той пришлось пе-
чататься за пределами области. 

В октябре 2003 г. власти изъяли из продажи городскую 
газету «Керчь � это мы!», которая резко критиковала мэра 
этого города.  

В том же месяце забастовку провели журналисты Харь-
ковской областной телерадиокомпании. Причиной стало отклю-
чение отопления телестудии.  

В январе 2004 г. в Запорожье милицией была задержана 
грузовая машина, которая перевозила тираж газеты «Без цен-
зуры» для южных областей Украины. Документы водителя и 
тираж газеты были изъяты. 

Давление на региональные издания в октябре 2003 г. при-
вели к принятию специального Заявления Комиссии по жур-
налистской этике. Там были отмечены такие факты. С июля 
2003 г. горисполком г. Сумы прекратил допуск журналистов 3 
негосударственных газет на аппаратные заседания, нарушая 
при этом законодательство Украины. Представители государст-
венной прессы присутствуют на таких заседаниях беспрепятст-
венно. Типографии Сумской области отказываются печатать 
негосударственные газеты. В начале октября 2003 г. была ли-

 38

шена аккредитации на Ялтинском саммите Украина � ЕС 
журналистка Л.Буджурова. В сентябре этого же года группа 
журналистов была заперта в помещении пресс-центра Кабинета 
Министров. Это было сделано для того, чтобы помешать журна-
листам задать высшему руководству Кабмина вопросы по 
вступлению Украины в Единое экономическое пространство. Ряд 
общественных организаций подали заявление в Генеральную 
прокуратуру, но та переслала их заявления для рассмотрения в 
орган, который нарушил закон � Кабмин. Осенью 2003 г. нало-
говая администрация начала своеобразную войну против 
«Львівської газети» и ее учредителей. 

В 2003 г. закончилось проигрышем газеты «Украина-Центр» 
судебное дело по иску одного из судей Кировограда. Судья 
В.Ярошенко подал иск за то, что газета перепечатала 
информацию УНИАН о пресс-конференции, на которой один из 
участников обвинил судью в заказе на его убийство. После 16 
месяцев судебного разбирательства и рассмотрения дела 
Верховным судом газета была приговорена к выплате 50 тыс. 
гривен в пользу истца (приблизительно 9,5 тыс. долларов). 

В 2001 г. президент Украины попал сразу в 2 списка врагов 
прессы: международной организации «Репортеры без границ» и 
международного Комитета защиты журналистов, причем в по-
следний уже во второй раз. На сей раз Л.Кучма обвиняется в 
усилении цензуры и активизации атак на независимых журна-
листов. Упомянут также журналист Георгий Гонгадзе, в исчезно-
вении которого многие обвиняют украинского президента.  

В 2002 г. имя президента Украины вновь присутствовало в 
списке врагов прессы «Репортеров без границ». 

Имя Георгия Гонгадзе представляет Украину в списке уби-
тых журналистов, который ежегодно составляет Международная 
федерация журналистов. 



 39

Георгий Гонгадзе и испанский журналист Хосе Луис Лопес 
де Лакаль посмертно стали лауреатами премии ОБСЕ по жур-
налистике за 2001 год за утверждение принципов ОБСЕ в 
области прав человека, укрепление демократии и свободы рас-
пространения информации.  

Хватает в Украине и других нарушений свободы слова. В 
октябре 2000 г. 18 дней из-за претензий налоговой администра-
ции не выходила одна из самых популярных общественно-
политических газет Украины «Сільські вісті». 

30 ноября 2000 г. при загадочных обстоятельствах погиб 
главный редактор одесской газеты «Юг» Ю.Мазур.  

3 июля был избит бейсбольными битами прямо в офисе 
своей компании и через несколько дней скончался в больнице 
директор телерадиокомпании «ТОР» (г. Славянск Донецкой 
области) И.Александров. В 1998 г. против него возбуждалось 
уголовное дело по клевете в отношении народного депутата 
Лещинскому. Тогда суд на 5 лет лишил И.Александрова права 
заниматься журналистской деятельностью, но тот подал апелля-
цию и продолжал работать на телевидении до самой смерти. 
Это дело было раскрыто только в сентябре 2003 г. Причиной 
преступления, по мнению прокуратуры, является профессио-
нальная деятельность журналиста. Непосредственные исполни-
тели убийства Онишко и Турсунов получили 4 тыс. долларов 
США, а заказчиками являются братья А. и Д. Рыбаки. Все они 
входят в преступную группировку «17-й участок». 

Проблема осложняется тем, что заказчики преступлений, 
как правило, не устанавливаются и остаются на свободе. Безна-
казанность порождает новые преступления. Стоит выделить 
нападение на главного редактора газеты «Деловой Бердянск» 
Т.Горячеву (в 2003 г. она стала призером Международной 
женской медиа фундации (IWMF), которая находится в США), 
избиения журналистов И.Бесяды, В.Шестакова, П.Федюка, 

 40

Р.Супрункова, В.Воротника, И.Кравцива, В.Терлецкого во 
Львове, Полтавской области, Черкасах, Черновцах, Запорожье. 
По подсчетам «Репортеров без границ», с 1998 года при невы-
ясненных обстоятельствах в Украине погибли 10 журналистов, а 
41 представитель масс-медиа получил серьезные травмы 
вследствие нападений. Особо отмечено, что убитые журналисты 
в большинстве случаев работали над статьями, содержащими 
обвинения в адрес правоохранительных, влиятельных полити-
ческих и экономических структур общенационального или мест-
ного уровней, «хотя прямая связь между этими убийствами и 
журналистской работой не могла быть окончательно 
установлена».  

По данным министерства внутренних дел, за последние пять 
лет были убиты 7 журналистов, на жизнь двоих совершено по-
кушение, 4 скончались от тяжких телесных повреждений. Было 
раскрыто 3 убийства, 1 покушение, два случая нанесения 
тяжких телесных повреждений, повлекших смерь. В 2002 г. в 
МВД поступило 132 заявления о правонарушениях, связанных с 
журналистами. По этим материалам было возбуждено 88 уго-
ловных дел. 77% от этих преступлений связаны, по мнению ми-
лиции, с противоправным посягательством на имущество, 12% � 
с хулиганскими действиями. Информация милиции резко расхо-
дятся со сведениями председателя парламентского комитета по 
правам человека Геннадия Удовенко о том, что в прошлом году 
погибло 38 журналистов.  

Согласно данным Института массовой информации, за 2000 
г. зафиксировано 39 случаев нарушения прав журналистов, за 
2001 г. � 91 случай, за 2002 г. � 164. В 2002 г. погибли и про-
пали 3 журналиста (по сравнению с 5 в 2000 г. и 5 в 2001 г.), 
были арестованы или задержаны 3 (в 2000 г. и 2001 г. � по 5 
человек), избиения или угрозы физического насилия были 
применены к 24 журналистам (13 � в 2000 г., 33 � в 2001 г.), 
политическое, экономическое давление и цензура зарегистри-



 41

ровано в отношении 23 человек (5 � в 2000 г., 4 � в 2001 г.), 
мешали исполнять журналистские обязанности другими спо-
собами 44 журналистам ( 5 � в 2000 г., 25 � в 2001 г.), судеб-
ные иски были зафиксированы Институтом в отношении 39 масс 
медиа и журналистов (7 � в 2000 г., 16 � в 2001 г.), а в 27 
случаях суды рассматривали иски, инициированные медиа и 
журналистами (1 � в 2000 г., 5 � в 2001 г.). Особо интересны 
последние цифры. Из 39 исков к журналистам в 26 случаях 
«потерпевшими» посчитали себя органы или отдельные пред-
ставители исполнительной власти. При этом только в двух 
случаях суды полностью отказали в претензиях чиновников. 
Кроме того, пробовали в судебном порядке наказать медиа в 2 
случаях представители законодательной власти, в 17 случаях � 
отдельные политики, в 1 случае � бизнесмен, в 3 случаях � 
представители судебных органов, а в одном � коллега из 
другого издания. Из 27 исков со стороны медиа 5 были напра-
влены против представителей прокуратуры, 2 � милиции. При 
этом выиграть удалось только 1 иск против представителей 
сместной законодательной власти и 2 � против испол-
нительной. По подсчетом международной организации «Репор-
теры без границ», в 2002 г. погиб 1 журналист, заключены под 
стражу 2 человека, 8 подвергались физическому пресле-
дованию, а 5 получали угрозы. 

В январе 2002 г. было начало уголовное преследование 
газеты «Голос Украины». Она обвинялась в том, что незаконно 
использовала государственное имущество и средства госбюд-
жета при финансировании своей деятельности. Журналистское 
сообщество оценило эти обвинения как явно надуманные. 

Состояние свободы слова в Украине достаточно хорошо 
иллюстрируют события вокруг газеты «Свобода» и ее главного 
редактора О.Ляшко. В ночь на 24 марта 2002 г. у поселка 
Песчаное (Черкасская область) грузовик, который вез в Киев 
107 тысяч экземпляров газеты «Свобода», остановили два 

 42

милицейских автомобиля. Водителя грузовика вытащили из 
машины, вывезли в поле, избили, а тираж газеты выбросили в 
реку. В уничтоженном номере «Свободы» (за 26.03-2.04) 
центральным материалом был запрос народных депутатов 
Г.Омельченко, А.Ермака и В.Шишкина к первому заместителю 
Генерального прокурора по поводу самого Генерального 
прокурора, напечатанный под общим названием «Потебенько 
поймали на получении взятки от Волкова».  

Редакция изготовила новые пленки, было сделано еще 107 
тысяч экземпляров номера (уже с рассказом о случившемся). 
Но работники прокуратуры и милиции изъяли этот тираж непо-
средственно в типографии. 

В типографии МП «Республика» (где и печаталась газета 
«Свобода») и основанной ею редакции газеты «Вечірні Черка-
си» был произведен обыск. Главный редактор издания, канди-
дат в народные депутаты Украины Станислав Журило был 
предупрежден, что против него возбуждено уголовное дело «за 
злоупотребление служебным положением, что привело к рас-
пространению непроверенных сведений о лицах без их 
согласия». 

23 марта черкасская областная прокуратура возбудила уго-
ловное дело за злоупотребление служебным положением руко-
водства издательством «Республика», за нарушение неприкос-
новенности частной жизни и оказание сопротивления работни-
кам правоохранительных органов при исполнении ими своих 
служебных обязанностей против редактора газеты и работников 
типографии (сопротивление произошло при изъятии второго 
тиража). 

15 апреля главный редактор газеты «Свобода» О.Ляшко 
был задержан и был под стражей до 23 апреля, когда мера 
пресечения в отношении его была изменена на подписку о 
невыезде. 



 43

Оказывают давление на журналистов и различные «общест-
венные» организации. Осенью 2002 г. сильному давлению со 
стороны организации «Тризуб» подверглась «Тернопільська 
газета». Это произошло после того, как в газете было опубли-
ковано интервью с руководителем коммунистов области народ-
ным депутатом В.Симоновым. 12 ноября 2002 г. редакция была 
заблокирована, и сотрудники смогли попасть на своит рабочие 
места только при помощи милиции. 

Много нерешенных проблем стоит перед Украиной в области 
авторского права. Особенно остра проблема изготовления и 
продажи лазерных исков с пиратским программным обеспече-
нием. 20 декабря 2001 г. после неудачного голосования в 
парламенте Украины по вопросу принятия закона «О государст-
венном регулировании производства, экспорта и импорта 
дисков для лазерных систем считывания» США ввели торговые 
санкции против Украины. Запретительные таможенные тарифы 
в соответствии с этим решением устанавливались на импорт 
металлов, обуви и других товаров из Украины. Санкции должны 
были компенсировать убытки, которые, по оценкам американс-
кого правительства, ежегодно несет эта страна из-за незакон-
ного копирования и размножения оптической медиа-продукции.   

Но проблемы авторского права касаются не только таких 
глобальных вопросов. В январе 2002 г. вспыхнул скандал во-
круг статьи главы Администрации президента Украины В. Лит-
вина (сейчас он занимает пост Председателя Верховного Совета 
(парламента) Украины) «Гражданское общество: мифы и реаль-
ность». Как оказалось, эта статья представляла собой перевод 
материала Т.Каротерса «Гражданское общество: подумаем еще 
раз» (Foreign Policy, 1999). Факт плагиата получил огласку, но 
никакого наказания высокопоставленный нарушитель (а он еще 
является профессором и член-корреспондентом Национальной 
академии наук Украины) не понес. 

 44

В очередной раз внимание общественности было обращено 
на проблему авторского права после принятия парламентом 
Украины новой редакции закона «Об авторском и смежных 
правах». Теперь согласно закону перед публикацией интервью 
журналист должен получить письменное согласие интервью-
ируемого. Журналист и лицо, давшее интервью, являются 
совладельцами авторского права на него и гонорар от публика-
ции интервью должен делиться между ними. Причем соглаше-
ние о сотрудничестве обязательно должно заключаться пись-
менно. Думается, это очередная попытка украинских парла-
ментариев поставить журналистов в заведомо невыгодные усло-
вия игры, когда им (журналистам) придется выполнять макси-
мум действий по согласованию любого полученного материала. 

Определенные усилия предпринимаются властными орга-
нами по прекращению волны насилия и порнографии в укра-
инском медиа-пространстве, в основном, на телеэкранах. 5 ок-
тября 2000 г. Национальный совет Украины по вопросам теле-
видения и радиовещания принял решение «О защите прав не-
совершеннолетних телезрителей». Согласно этому документу, 
телерадиоорганизации Украины должны были прекратить 
практику показа и анонсирования фильмов, на которые Ми-
нистерством культуры наложены ограничения зрительской ау-
дитории, а также передач, где доминируют темы насилия и эро-
тики, раньше, чем в 22-00. Кроме того, при анонсировании не-
обходимо было предупреждать о характере таких передач, по-
давать возрастной ценз аудитории, согласно свидетельству о 
праве распространения и демонстрации фильмов. В конце сен-
тября 2001 г. Национальный совет Украины по вопросам теле-
видения и радиовещания утвердил мероприятия по уменьше-
нию количества фильмов с элементами насилия, унижения че-
ловеческого достоинства, кровопролития и убийств. В соответ-
ствии с решением Национального Совета от 13 ноября 2002 г. 
«Об изменениях и дополнениях к решению Национального 
Совета «О защите прав несовершеннолетних телезрителей» от 



 45

5.10.2000» телерадиоорганизации должны были каждый фильм 
сопровождать индексами «14» � с 18 до 6 часов утра (фильм, 
просмотр которого позволяется детям до 14 лет только в 
присутствии родителей); «16» � с 21 до 6 часов утра (фильм, 
просмотр которого запрещен лицам до 16 лет); «18» � с 23 до 6 
часов утра (фильм, просмотр которого запрещен лицам до 18 
лет); «Х21» � с 00 до 6 часов утра (фильм, просмотр которого 
запрещен лицам до 18 лет). Уже 14 мая 2003 г. было принято 
очередное решение «О внедрении визуальных обозначений 
классификации видеопродукции в зависимости от аудитории, на 
которую она рассчитана». Согласно нему, телерадиокомпании 
должны были с 15 сентября 2003 г. обязательно предварять 
показ фильмов визуальными символами. Однако, все это 
осталось благими намерениями. Ни одно из этих решений не 
было выполнено. Также не принес существенных изменений 
Указ президента «О безотлагательных дополнительных мерах 
по укреплению моральности в обществе и утверждению здоро-
вого способа жизни», подписанный в марте 2002 г. Согласно 
этому указу была создана Национальная экспертная комиссия 
Украины по вопросам защиты моральности и утверждения здо-
рового способа жизни в информационном пространстве Укра-
ины. Причем были организованы представительства этой комис-
сии во всех областях Украины. Но ни предусмотренные усилия 
по классификации фильмов, ни меры по обеспечению их индек-
сирования успехом не увенчались. Все эти мероприятия 
остались на бумаге. А между тем, проблема действительно 
существует. По результатам исследования, проведенного 
Социологическим центром Укртелерадиоинститута с апреля по 
октябрь 2002 года около половины (44,1% из 3537 обработан-
ных анонсов) художественных фильмов выходят с нарушением 
действующего законодательства. Особенно много нарушений 
было зарегистрировано на СТБ, ICTV, «1+1», «Новом канале», 
КТМ, «Интере» и IVK. 

 46

Также неудачно закончилась попытка украинских парла-
ментариев запретить рекламу табака и алкоголя. Соответст-
вующий закон «О внесении изменений в закон Украины «О ре-
кламе» был принят 15 ноября 2001 г., но после мощной лоб-
бистской кампании его противников ветирован президентом 
Украины.  

Делая обзор состояния украинской прессы нельзя не упо-
мянуть о таком постыдном явлении, как антисемитские публи-
кации некоторых украинских медиа. За подобные материалы по 
иску ряда общественных организаций было принято судебное 
решение против львовской газеты «Ідеаліст». Интересно разре-
шилась ситуация вокруг харьковской газеты для детей «Дже-
рельце» (издатель � местное отделение организации �Про-
світа»). Ассоциация национально-культурных объединений 
Украины подала в суд на эту газету за то, что в 1999 г. в ней 
был опубликован материал, который содержал подборку оскор-
бительных пословиц об отношении украинцев к евреям, поля-
кам и русским. В марте 2004 г. стороны заключили мировое со-
глашение, по которому выпуск газеты «Джерельце» прекра-
щается, а они вместе издают новую газету для детей.  

Острая общественная дискуссия развернулась после публи-
кации в мартовском за 2002 г. номере журнала «Персонал» 
статьи Г.Щекина «Сионизм: идеология «Übermenschen», кото-
рая носила выраженный антисемитский характер и вызвала 
резкую реакцию ряда дипломатических представительств. Сле-
дует отметить, что определенное число украинских медиа вы-
ступили с поддержкой позиции Г.Щекина. В мае 2003 г. суд 
первой инстанции удовлетворил иск Г.Щекина, одного из его 
подчиненных и организаций, которые он возглавляет к ДП «CN 
Столичні новини» (издатель газеты «CN-Столичка» и ежене-
дельника «CN-Столичные новости») и журналистам этих изда-
ний. Суд решил, что та острая критика, которой прозвучала со 
страниц этих газет порочила честь и достоинство Г.Щекина. При 



 47

этом этот ущерб был оценен общей сложностью в 2 млн. 990 
тыс. гривен (приблизительно 564 тыс. долларов). Нельзя не 
остановиться и на аргументации суда. Антисемитские выска-
зывания Г.Щекина оценены как «критическая оценка агрес-
сивной политики Государства Израиль по отношению к Палести-
не, а также противоправной деятельности сионистских органи-
заций в Украине и за границей, которая направлена на оправ-
дание агрессии и оккупации Израилем арабских территорий». 
«Оценивая материалы дела и, в частности, публикации журнала 
«Персонал», суд приходит к следующему выводу. В статьях 
Г.Щекина и других авторов поддается критической оценке � 
противоправная деятельность сионистских организаций в Укра-
ине и за границей�». Аргументация в лучшем духе советских 
времен. По-видимому, проблема антисемитизма имеет корни в 
Украине и на сегодняшний день далеко не решена. 

В начале 2004 г. Шевченковский районный суд столицы 
решил закрыть газету «Сільські вісті» за разжигание межнацио-
нальной розни по иску Международного антифашистского коми-
тета. По мнению суда, газета нарушила ч. 1 ст. 3 закона 
Украины «О печатных средствах массовой информации (прессе) 
в Украине». Газета 15.11.2002 г. и 30.09.2003 г. опубликовала 
статьи профессора МАУП, директора института культурологи-
ческих и этнополитических исследований при этом заведении 
Василия Яременко «Миф про украинский антисемитизм» и «Ев-
реи в Украине сегодня: реальность без мифов». В этих статьях 
евреи обвинялись в ограблении украинского народа, провока-
ции голода в Украине, оправдывались погромы, утверждалось, 
что евреи вновь организуют в Украине ЧК, ГПУ, НКВД и другие 
карательные организации. Автор дошел даже до того, что ут-
верждал, что в состав войск СС в Украине в годы Второй ми-
ровой войны входили 400 тыс. евреев. Представляется, что это 
решение суда полностью соответствует нормам закона и инте-
ресам защиты общества от пронацистской пропаганды. 

 48

В июле 2003 г. был принят закон, согласно которому расши-
рены полномочия Службы безопасности Украины по охране го-
сударственной тайны. Этот закон ограничил доступ журналис-
тов к некоторым видам информации. Медиа запрещено поль-
зоваться информацией, которая относится к конфиденциальной 
и является собственностью государства. СБУ теперь имеет 
право задерживать журналистов для составления протоколов на 
них за использование конфиденциальной информации. 

Осенью 2002 г. произошли события, существенно снизив-
шие поле плюрализма в информационном пространстве Укра-
ины. С сентября 2002 г. на журналистов начала оказывать бес-
прецедентное давление Администрация президента Украины. 
Она четко определяла, что и как говорить по любому поводу. 
Широкую известность приобрело существование «темников» 
(прямых указаний, какие события и как освещать и оценивать).  

1 октября 2002 г. с заявлением выступили журналисты 
Украинского независимого информационного агентства но-
востей (УНИАН). Они отметили, что «агентство УНИАН попало 
под бешеное давление на формирование независимой информа-
ционной политики», что «в журналистские дела агентства вме-
шиваются люди, которые представляют политические интересы 
власти и, в частности, Администрации Президента Украины». 

Подобные случаи происходили и позже. С заявлениями о 
цензуре выступали журналисты телеканалов «Тонис» и «Киев», 
газеты «Сегодня». 

Журналисты расценили все эти события как введение поли-
тической цензуры. Около 500 журналистов подписали Мани-
фест, в котором они выступают против введения политической 
цензуры в стране. 5 октября 2002 г. на собрании журналистов 
был образован оргкомитет по созданию Независимого профсо-
юза работников СМИ и стачком. 



 49

4 декабря 2002 г. по требованию журналистов были прове-
дены парламентские слушания «Общество, средства массовой 
информации, власть: свобода слова и цензура в Украине». По 
результатам слушаний в апреле 2003 г. был принят закон «О 
внесении изменений к некоторым законодательным актам 
Украины по вопросам обеспечения и беспрепятственной реали-
зации права человека на свободу слова». Согласно него в Ко-
декс Украины об административных правонарушениях вносится 
ст. 212-3 «Нарушение права на информацию». Согласно этой 
статье неправомерный отказ от предоставления информации, 
несвоевременное или неполное ее предоставление или предо-
ставление недостоверной информации должностными лицами 
карается штрафом от 15 до 25 не обложенных налогом мини-
мумов доходов граждан (НМДГ). Повторное правонарушение 
ведет к штрафу от 25 до 50 минимумов. Внесены также изме-
нения в закон «Об информации». Ст. 30 этого закона теперь 
позволяет распространять без согласия собственника инфор-
мацию с ограниченным доступом, если эта информация явля-
ется общественно значимой, т.е. представляет общественный 
интерес, и право на ознакомление с нею общественности 
превышает право владельца на ее защиту. В этот закон также 
добавилась ст. 45-1 «Запрет цензуры и запрет вмешательства в 
профессиональную деятельность журналистов и средств массо-
вой информации со стороны органов государственной власти 
или органов местного самоуправления, их должностных лиц». В 
этой статье дано определение цензуры «как требования, напра-
вленного к средству массовой информации, журналисту, глав-
ному редактору, организации, которая осуществляет выпуск 
средства массовой информации, его учредителю (соучреди-
телю), издателю, распространителю, предварительно согласо-
вывать информацию, которая распространяется (кроме случаев, 
когда такое требование идет от автора этой информации или 
другого субъекта авторского права и (или) смежных прав на 
нее), и/или как наложение запрета (кроме случаев, когда этот 

 50

запрет накладывается судом) или препятствование в любой 
другой форме тиражированию или распространению информа-
ции со стороны органов государственной власти, органов мест-
ного самоуправления, их должностных лиц». Подтвержден так-
же запрет цензуры. Кроме того, наложен запрет вмешательство 
в профессиональную деятельность журналистов, кроме форм 
утвержденных законодательством или договором, со стороны не 
только власти, но и учредителей. Запрещено учреждать органы 
по контролю за содержанием информации в медиа. Новой явля-
ется также ст. 47-1 «Освобождение от ответственности». Она 
подтверждает практику Европейского суда по правам человека 
и освобождает от ответственности за высказывание оценочных 
суждений. Правда формулировку оценочного суждения вряд ли 
можно назвать удачной, так как за его пределы выносятся ос-
корбление или клевета. Учитывая, что соответствующих статей 
по наказанию за эти явления в украинском законодательстве 
уже нет, возврат к этим терминам вызывает недоумение. Вне-
сены также изменения в ст. 49 «Возмещение материального и 
морального ущерба». Согласно ним, органы государственной 
власти и местного самоуправления могут требовать только 
опровержения недостоверной информации относительно них и 
не имеют права на требования возмещения морального ущерба. 
Внесены также изменения в ст. 17 закона «О государственной 
поддержке средств массовой информации и социальную защиту 
журналиста». Подтверждено положение, что должностное лицо 
может претендовать на возмещение морального ущерба только 
если будет доказан умысел журналиста, т.е. «такое отношение 
его/их к распространению информации, когда журналист и/или 
должностное лицо средства массовой информации осознавали 
недостоверность информации и предвидели ее общественно 
опасные последствия». Были внесены также изменения в ст. 3 
Декрета Кабинета министров Украины от 21 января 1993 г. «О 
государственной пошлине». Теперь при подаче иска по делам о 
защите чести и достоинства вносится дифференцированная по-



 51

шлина: при неимущественных исках � 1 минимум доходов 
граждан, при цене иска до 100 НМДГ � 1 % от суммы иска, при 
иске от 100 до 10000 НМДГ � 5% от суммы иска, при иске на 
сумму свыше 10000 НМДГ � 10% от этой суммы. Бесспорно, что 
эти прогрессивные изменения поумерят аппетиты украинского 
чиновничества. 

В феврале 2003 г. Комитет Министров Совета Европы 
распространил отчет независимых экспертов о свободе медиа в 
Украине. Как позитивные моменты были отмечены изъятие 
статьи о клевете из Криминального кодекса и определенное 
ограничение чрезмерных штрафов в гражданских исках против 
медиа. Кроме того, были отмечены признаки более эффектив-
ной организации и координации сопротивления журналистов 
политической цензуре и вмешательства со стороны власти. 
Были определены такие основные проблемы: изменение собст-
венности, особенно на телевидении, поставили медиа в зависи-
мость от людей, лояльных к власти; цензура в виде «темни-
ков»; Споры вокруг выдачи лицензий на вещание и недоста-
точная независимость Национального Совета по вопросам 
телевидения и радиовещания; судебные иски против медиа, 
направленные на защиту чести и достоинства чиновников; 
лицензирование; вопросы собственности на медиа; отсутствие 
общественных медиа; преступления против журналистов. 

Факт применения политической цензуры в Украине был 
признан Парламентскою Ассамблеею Совета Европы.  

В мае 2003 г. организация «Фридом Хаус» опубликовала 
очередной доклад по состоянию свободы прессы в различных 
странах. В этом докладе рейтинг Украины понизился от «части-
чно свободная» до «не свободная». Такое понижение стало 
результатом открытия уголовных дел против журналистов по 
политическим мотивам, налоговых проверок против медиа, 
рассылки «темников» Администрациею президента, что 
является своеобразной формой цензуры, насилие против жур-

 52

налистов. Вследствие этого, свобода слова в Украине, по мне-
нию Фридом Хаус, постоянно уменьшается. 

В очередном докладе «Фридом Хаус» в апреле 2004 г. рей-
тинг Украины также был в категории «не свободная». Из 193 
стран Украина находится там на 152-м месте. Кампании против 
медиа, по мнению экспертов организации, связаны с прибли-
жающимися выборами. 

Ситуации в Украине был посвящен отдельный доклад 
Международной Федерации Журналистов. Там были особенно 
отмечены следующие моменты: политическое давление на жур-
налистов, в том числе с помощью цензуры; неравные и неспра-
ведливые условия занятости и труда; разобщенность журна-
листов; неспособность власти обеспечить безопасность журна-
листов и раскрыть те преступления против них, которые уже со-
вершены. 

У січні 2004 р. напередодні парламентських виборів поча-
лася нова хвиля утисків незалежних видань. Зникла з FM-ефіру 
радіо �Свобода», Господарський суд почав розглядати питання 
про позбавлення єдиного мереженого каналу, який 
контролюється опозицією, �5 канал», ліцензії на мовлення, був 
заарештований передавач і припинила вихід в ефір (5 березня 
2004 р.) радіо �Континент» (воно, зокрема, передавало 
програми �Голосу Америки, �Дойче велле», �Бі-бі-сі»). Йде 
своєрідна зачистка інформаційного поля з тим, щоб перед ви-
борами не звучали альтернативні владної точки зору. Міжна-
родні організації досить чітко та швидко відреагували на нові 
виклики української влади. Були різки заяви Державного депар-
таменту США, Ради Євросоюзу, Міжнародної Федерації жур-
налістів, Комітету захисту журналістів, а організація �Репортери 
без кордонів» помістило українського президента до списку 
�Хищників», які �отдают приказы о нарушении свободы СМИ и 
заставляют других выполнять их». 



 53

В целом, Украина переживает сложные времена своего ста-
новления. Украинские журналисты еще не пользуется теми пра-
вами и свободами, как их коллеги в цивилизованных странах. 
Идет период становления демократической прессы. Существо-
вание плюрализма мнений в украинских медиа не дополнены и 
не обеспечены независимостью газет и телерадиоорганизаций. 

Таким образом, можно назвать несколько основных угроз 
свободе слова в Украине. Во-первых, это невозможность для 
медиа быть прибыльными, то есть экономически независимыми, 
во-вторых, убийства и избиения журналистов, в-третьих, судеб-
ные преследования, особенно по делам о защите чести и до-
стоинства, в-четвертых, административное давление (проверки 
и санкции со стороны налоговой инспекции, пожарной охраны и 
других служб). К сожалению, приходится констатировать тот 
факт, что в Украине еще не существует таких важных соста-
вляющих для создания гражданского общества как свобода сло-
ва и независимые медиа. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 54

ЛІТЕРАТУРА 

 

Все про медіа регіонів України. � К., 2000. 

Законодательство Украины о средствах массовой 
информации. � Харьков, 1998. 

Іванов В.Ф. Законодавство про засоби масової інформації: 
український та зарубіжний досвід. � К.: Видавничий центр 
«Київський університет», 1999. 

Іванов В.Ф. Медіа та політреклама у дзеркалі закону: 
Монографія. � К.: ЦВП, 2001. 

Преса і влада. � К., 2001. 

СМИ в СНГ: Бюллетень Европейского института средств 
массовой информации. � 2000-2002. 

Україна: Інформація і свобода слова. � К., 1997. 

Українське законодавство: Засоби масової інформації. � К., 
2000. 

Український часопис прав людини. � К., 1994-1999. 

 

http://cn.com.ua/ 

http://imi.org.ua  

http://today.viaduk.net/Segodnya.nsf 

http://www.bc.kiev.ua/ 

http://www.coe.kiev.ua/ 

http://www.facts.kiev.ua 



 55

http://www.ipc.kiev.ua/ 

http://www.khpg.org/ 

http://www.korrespondent.net/ 

http://www.liga.kiev.ua/ 

http://www.pravda.com.ua/ 

http://www.rada.kiev.ua/ 

http://www.radio.org.ua/ 

http://www.telekritika.kiev.ua/ 

http://www.usis.kiev.ua/ 

 

Адреса украинских медиа, которые были названы в статье 

Органы управления СМИ 

Государственный Комитет по вопросам информационной 
политики, телевидения и радиовещания � 252001 г. Киев, ул. 
Прорезная, 2, т. +38044 2288769 2263036, ф. 2288352 2291170 

Национальный совет по вопросам телевидения и 
радиовещания � 252023 г. Киев, ул. Ш.Руставели, 9, т. +38044 
2467816, ф. 4620525 

 

Газеты и журналы 

Бизнес � 253166 г. Киев, ул. Киото, 25, т. +38044 5180633, 
e-mail hot@business.kiev.ua 

Вечерние вести  � 253147 г. Киев, ул. М.Расковой, 4а, т. 
+38044 5170350, e-mail letters@vv.com.ua web 
http://www.vv.com.ua/ 

 56

День � 254212 г. Киев, ул. Маршала Тимошенко, 2л, т. 
+38044 4144920, e-mail master@day.kiev.ua web 
http://www.day.kiev.ua/rus/index.html 

Зеркало недели � 252133 г. Киев, ул. Щорса, 18, т. +38044 
2618208, ф. 2697452, e-mail postmaster@mirror.kiev.ua web 
http://www.zerkalo-nedeli.com/ 

Киевские ведомости � 252133 г. Киев, Лабораторный пер., 
1, т. +38044 2529219, ф. 2643483, e-mail 
shavlad@kvedomosty.kiev.ua web http://www.kv.kiev.ua/ 

Kyiv Post � г. Киев, бул. Леси Украинки, 34, # 606, т. 
+38044 5738853, ф. 2543113, e-mail editor@thepost.kiev.ua web 
http://www.thepost.kiev.ua/ 

Наша газета+ � 04176 г. Киев, ул. Электриков, 26/9, т./ф. 
+38044 2382825, e-mail sdpuo@ngplus.relc.com web 
www.ngplus.com.ua   

Сільські вісті � 252050 г. Киев, просп. Победы, 50, т. 
+38044 4418632, ф. 4469371, e-mail adm@silvist.courier.kiev.ua  

Столиця � 252180 г. Киев, ул. Выборгская, 82, т. +38044 
4462895, ф. 4581900, e-mail stolitsa@stoly.kiev.ua  

Столичные новости � 252023 г. Киев, ул. Мечникова, 14/1, 
т. +38044 2464608, 2464632, e-mail mnews@gu.kiev.ua  

Товариш � 252021г. Киев, Кловский спуск, 14а, т. +38044 
2903803, ф. 2903709, e-mail truth@ukrpack.net  

Факты и комментарии � 254116 г. Киев, ул. Ванды 
Василевской, 27/29, т. +38044 2469201, ф. 2165259, e-mail 
info@facts.kiev.ua web http://www.facts.kiev.ua/ 

Хрещатик � 252030 г. Киев, ул. Владимирская, 51б, т. 
+38044 2353260, e-mail novosvit@kreschatic.freenet.kiev.ua  



 57

Юг � 270076 г. Одесса, пл. Независимости, 1, т. +380482 
652201, 611144, e-mail alex@yug.odessa.ua  

 

Телерадиокомпании 

Гравис � 254056 г. Киев, пр. Победы, 37, т. +38044 
2741023 

ICTV � 254107 г. Киев, ул. Нагорная, 24/1, т. +38044 
2476887, ф. 2112096, e-mail program@ictv.kiev.ua  

Интер � 252054 г. Киев, ул. Дмитриевская, 30, т. +38044 
2476765 

Киев � 252001 г. Киев, ул. Хрещатик, 5в, т. +38044 
2293662, ф. 2285100 

Наше радио � 254107 г. Киев, ул. Нагорная, 24/1, т. 
+38044 2476939, ф. 2476930, e-mail radio@nashe.kiev.ua  

Новый канал � 254107 г. Киев, ул. Нагорная, 24/1, т. 
+38044 2476852, ф. 2476850, e-mail newchan@chan.kiev.ua  

СТБ � 252113 г. Киев, ул. И.Шевцова, 1, 254107 г. Киев, 
ул. Нагорная, 24/1, т. +38044 4460208, ф. 2411928, e-mail 
office@imc.kiev.ua web www.imc.kiev.ua 

Студия «1+1» � 252001 г. Киев, ул. Хрещатик, 7/14, т. 
38044 4590101, e-mail feedback@1plus1.net web www.1plus1.net  

ТЕТ � 252057 г. Киев, пр. Победы, 44, т. 38044 2417742, 
4461019, e-mail uptet@enran.com.ua  

 

Интернет-издания 

Украинская правда http://www.pravda.com.ua/ 

 58

PartOrg http://part.org.ua/ 

ProUa http://www.proua.com/ 

UaToday http://uatoday.net/ 

 

Информационные агентства 

Государственное информационное агентство Украины 
(ДИНАУ-Укринформ) � 252601 г. Киев, ул. Б.Хмельницкого, 
8/16, т. 38044 2298152, ф. 2298665, e-mail 
chiefadm@dinau.com.ua web www.news.dinau.com.ua 
dinau.online.com.ua  

Интерфакс-Украина � г. Киев, ул. Рейтерская, 8/5а, т. 
+38044 4640575, ф. 4640569, web www.interfax.com.ua  

Украинское независимое информационное агентство 
новостей (УНИАН) � 252001 г. Киев, ул. Хрещатик, 4, т. +38044 
2293353, ф. 2293571, e-mail info@unian.net web www.unian.net  


